Компания и её дочерние общества (далее именуемые «Группа») располагают на территории РФ системой магистральных нефтепроводов протяженностью 50777 км, а также и находящейся в Белоруссии и Казахстане связанной системой нефтепродуктопроводов общей протяженностью 16422 км. Зависимая компания ООО «ЛатРосТранс» располагает находящейся на территории Латвии небольшой системой нефтепродуктопроводов, связанной с общей системой. В 2020 г. Группа транспортировала 442,2 млн тонн нефти на внутренний и экспортный рынки (в 2019 г. — 485,0 млн тонн), что представляет собой бoльшую часть нефти, добытой на территории России. Объем транспортировки нефтепродуктов за 2020 г. составил 37,9 млн тонн (в 2019 г. — 37,9 млн тонн).
В 2018 г. Группа получила контроль над новороссийской портовой структурой ПАО «НМТП» (оказание стивидорных и дополнительных услуг порта, а также услуг флота).
Из трех десятков дочек крупнейшими являются ПАО «НМТП», АО «Транснефтьпродукт», КТК Компани, КТК Инвестменс Компани, АО «Связьтранснефть», АО «Транснефть-Западная Сибирь», АО «Транснефть-Урал», АО «Транснефть-Верхняя Волга», а также научно-технический центр Группы ООО «НИИ Транснефть».
Основными конкурентными преимуществами ПАО «Транснефть» по мнению руководства являются:
• монопольное положение на рынке трубопроводного транспорта нефти;
• низкие операционные затраты по сравнению с железнодорожным и водным транспортом;
• низкий уровень тарифов за перекачку нефти по сравнению с аналогичными тарифами в странах СНГ и Европы.
Мы бы добавили ещё одно стратегическое преимущество: оперативное признание своих ошибок в полном объёме с извинениями и солидной материальной компенсацией. Так, в июле 2019 г. Советом директоров ПАО «Транснефть» был рассмотрен вопрос «Об урегулировании последствий инцидента, связанного с попаданием в апреле 2019 года в систему магистрального нефтепровода «Дружба» нефти, не соответствующей требованиям ГОСТ» и было принято решение о порядке возмещения грузоотправителям имущественных потерь от неправомерных действий третьих лиц, повлекших за собой попадание в систему магистрального нефтепровода некондиционной нефти. Было выплачено в порядке досудебной компенсации порядка 10 млрд руб.
Глава «Транснефти» Николай Токарев, кадровый разведчик, руководит предприятием с 2007 г. За время его руководства «Транснефть» реализовала несколько крупных проектов, из которых самым важным стало строительство и расширение нефтепровода ВСТО для поставок нефти на рынки Азии.
Успехи в инновациях
ПАО «Транснефть» уделяет должное внимание решению задач научно-технического прогресса, внедрению новой техники и технологий. В ближайшие 5 лет для Группы назначены приоритетными работы, направленные на поддержание надежности эксплуатируемого оборудования и систем:
• реконструкция линейной части;
• приведение резервуарных емкостей к соответствию нормативным требованиям;
• апгрейт энергетического оборудования перекачивающих станций;
• замена насосного оборудования, запорной арматуры; технологических трубопроводов перекачивающих станций;
• обновление систем автоматики и телемеханики;
• внедрение единой системы диспетчерского управления (ЕСДУ);
• сооружение новых систем измерения количества и показателей качества нефти и нефтепродуктов для повышения качества и точности товарно-транспортных операций;
В 2020 г. в рамках реализации инновационного проекта «Разработка комплекса высокоточных внутритрубных диагностических приборов для обеспечения надежности объектов магистральных трубопроводов» введены в промышленную эксплуатацию: 1 ультразвуковой дефектоскоп, 1 многоканальный профилемер, 2 магнитных дефектоскопа. Всего в рамках Программы инновационного развития с 2011 г. введено в эксплуатацию более 80 приборов.
Новые устройства внутренней диагностики трубопроводов АО «Транснефть-Диаскан» по параметрам точности и разрешающей способности соответствуют зарубежным аналогам, а по некоторым параметрам опережают их.
На АО «Транснефть Нефтяные Насосы» налажено серийное производство магистральных и подпорных насосных агрегатов, сравнимых с Flowserve (США) и Sulzer (Швейцария).
В 2020 году продолжилась работа в области научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработок, направленных на обеспечение надежной, безопасной и эффективной эксплуатации объектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, замещения используемого в системе трубопроводного транспорта импортного оборудования и технологий, а также на совершенствование и оптимизацию производственных процессов.
В 2021 г. начата реализация нового инвестиционного проекта, направленного на повышение уровня надежности работы трубопроводной системы, предусматривающего расширение мощностей по хранению нефти.
В августе 2021 г. «Транснефть» обнародовала IT-стратегию, в рамках которой она планирует инвестировать в цифровую трансформацию 38,2 млрд руб. в 2021–2025 годах. Документ предполагает десять программ развития, которые включают цифровое развитие основных процессов транспортных структур, управление диспетчеризацией потоков нефти и нефтепродуктов, повышение надежности и эффективности работы магистральных трубопроводов, цифровой инжиниринг, цифровое строительство, а также цифровой бэк-офис.
В октябре 2021 г. Вице-премьер РФ Александр Новак и президент «Транснефти» Николай Токарев подписали соглашения о намерениях между правительством РФ и «Транснефтью» об инвестициях в проекты высоких технологий. По соглашению, «Транснефть» сможет финансировать отдельные направления развития высоких технологий путем заключения инвестиционных договоров с УК РФПИ «на принципах доходности и возвратности вкладываемых средств». Правительство РФ будет обеспечивать взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, научных и исследовательских организаций, вовлеченных в развитие перспективных и высокотехнологичных направлений, а также способствовать созданию комфортной регуляторной среды и прорабатывать меры налогового стимулирования в данной сфере.
НИОКР
Тематика НИОКР Группы «Транснефть» включает создание и модернизацию наиболее важных для системы нефтепроводного транспорта технологий и оборудования, например:
комплекса высокоточных внутритрубных диагностических приборовсистемы мониторинга технического состояния магистральных трубопроводов,устройства обнаружения утечек и контроля активности температурного и виброакустического принципа действия,энерго эффективных насосных агрегатов,систем измерения количества и показателей качества нефти,регенерационных установок паров нефтепродуктов с адаптацией на конкретных объектах,высоконадежного механо-технологического оборудования,технологий повышения производительности перекачки нефтепродуктов путём снижением гидравлического сопротивления в магистральных нефте- и нефтепродукто-проводах.
Часть НИОКР проходила по открытым закупкам.
Научно-технический центр, ООО «НИИ Транснефть» (Тюмень), сопровождает большинство НИОКР. В частности оно курирует революционные исследования маркирования нефти и нефтепродуктов с использованием органических и неорганических маркеров. Интересны в общем плане исследования лазерного сканирования при техническом диагностировании и ремонте резервуаров. Похвально применение аддитивных технологий.
При этом тему рентгеновского излучения для выявления дефектов сварных швов и стенки трубопровода ведёт ООО «Транснефть-Диаскан». Инжиниринг в области трубопроводного транспорта курирует АО «Гипротрубопровод» (Москва). Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов осуществляет ООО «Транснефть-Технологии» (Москва); компьютерными программами занимается ООО «ТН-К» (Москва). Иными словами единого куратора НИОКР нет.
В качестве субподрядчиков в НИОКР привлекались федеральные научные центры, например Курчатовский Институт, вузы (МГУ, ВятГУ, Губкинский Университет, Университет Иннополис и пр.), институты РАН, коммерческие предприятия, в частности ООО «ЗИО-Поларис», ООО НПО «Свободная Энергия».
Стоит отметить, что ограниченное количество открытых торгов на НИОКР организовывали дочерние предприятия, например АО «Транснефть-Сибирь», АО «Транснефть-Восток», АО «Транснефть-Верхняя Волга», АО «Транснефть-Дружба», Тематика НИОКР была близка «к земле», например:
самоутилизация нефтяных торфо-сорбентов; археологическое обследование земельных участков, отводимых под объекты: «ППМТ «Куйбышев-Унеча-2»; агрохимического обследования земель по объектам ТПР, КР, ИП, ПЛ, РЭН АО «Транснефть-Урал» на территории Республики Башкортостан; исследование качества атмосферного воздуха, шума на границе санитарно-защитных зон и проведение контроля промышленных выбросов объектов «Транснефть-Дружба».
Одновременно Группа Транснефть ведёт примерно 250 тем НИОКР. План НИОКР обновляется каждый год в соответствие с заявками специалистов. Крупные инновационные проекты включают 10-15 ед. НИОКР.
Особо важными представляются вопросы коррозии нефтепроводов. Как известно, в настоящее время основную опасность для них представляет локальная коррозия, которая протекает по электрохимическому механизму. Это зачастую связано с высокой обводнённостью транспортируемых сред, повышенным содержанием в них ионов хлора, углекислого газа и сероводорода. При этом ключевое влияние на коррозионную стойкость материалов нефтепроводов оказывают новые типы нерегламентированных государственными стандартами неметаллических кальцийсодержащих включений, появление которых связано с внедрением технологий обработки жидкой стали кальцийсодержащими материалами при неоптимальных технологических параметрах. Влияние глобулярных микровключений (оксидов, сульфидов, силикатов) на ускорение процессов локальной коррозии обусловлено как растворением металла вокруг этих неметаллических включений, так и с активирующим действием продуктов их растворения, что в совокупности приводит к аномально высокой (до 30 мм/год) скорости коррозии материалов новых нефтепроводов.
Патентная деятельность
«Транснефть» владеет более 250 действующими патентами РФ на изобретения и 22 на промышленные образцы. Также у компании 37 свидетельств на баз данных и 254 на программы для ЭВМ. Действующих товарных знаков у фирмы 47. Цифры более чем впечатляющие на фоне других крупных российских компаний. Так, у «НОВАТЭКа» чуть более 40 действующих патентов РФ на изобретения, но при этом отсутствуют патенты на промышленные образцы, базы данных и программы.
Анализ показывает, что подавляющее большинство патентов «Транснефти» затрагивает вопросы технологий, промышленных устройств и новых веществ в области безопасной и эффективной прокладки и эксплуатации магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (МНПП). Вот несколько примеров:
Способ монтажа металлических свай на вечномерзлых грунтах (№2554616)
Устройство искрозащиты (№2713881)
Базовая математическая модель диспетчерского тренажера магистрального нефтепровода (программа для ЭВМ №2014615227)
Система мониторинга состояния магистральных нефтепроводов (программа для ЭВМ №2014613131)
Управление интеллектуальной собственностью
Для реализации Программы инновационного развития создана иерархическая структура, которая включает следующие элементы:
Во-первых, это Комитет по стратегии, инвестициям и инновациям при Совете директоров ПАО «Транснефть», состоящий из 8 персон (председатель 46-летний Дмитриев Кирилл Александрович, который с 2011 г. руководит Российским фондом прямых инвестиций; выпускник Бауманки, опытный нефтяник Александр Леонидович Корсик; директора компании Норд Стрим 2 АГ (Швейцария) Маттиас Варниг; заместитель Министра энергетики РФ Павел Юрьевич Сорокин; бывший вице-мэр г. Москвы Валерий Павлинович Шанцев; президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Иосифович Шмаль; сам президент «Транснефти» Николай Петрович Токарев). От себя заметим, что это редкий случай, когда крупная компания детально раскрывает имена персон, ответственных за инновационное развитие.
Во-вторых, введена должность вице-президента по научно-техническому и инновационному развитию, на которой с 2011 г. работает Павел Александрович Ревель-Муроз (он хоть по базовому образованию механизатор сельского хозяйства, но всю карьеру строил в нефтяной отрасли).
В-третьих, создано управление инновационного развития и НИОКР ПАО «Транснефть», которым руководит Анатолий Евгеньевич Сощенко, д.т.н., крупный специалист по эксплуатационной надёжности линейной части трубопроводного транспорта.
В-четвёртых, создан Центр инновационных программ, НИОКР и отраслевой стандартизации ООО «НИИ Транснефть» (гендиректор является Наумов Андрей Олегович, который много лет работал на руководящих должностях в научно-исследовательских и проектных организациях Министерства обороны РФ, ГК «Росатом», а также в системе «Транснефть», возглавляя в 2011-2015 гг. АО «Гипротрубопровод»).
В-пятых, созданы комиссии по инновационному развитию в организациях системы «Транснефть»,
Далее, в структуре управления инновационного развития и НИОКР ПАО «Транснефть» сформирован Отдел управления интеллектуальной собственностью, создан информационно-аналитический центр по интеллектуальной собственности ПАО «Транснефть» (на базе ООО «НИИ Транснефть»).
В корпорации разработаны собственные программы для ЭВМ по управлению интеллектуальной собственностью, что является большой редкостью для российских компаний. Например, «Программа для ведения базы автоматизированной защиты интеллектуальной собственности» («базис») № 2018614541.
Оценка интеллектуальной собственности «Транснефти»
Сведения о нематериальных активах (таблица 1) указывают на их неравномерное снижение в 2018-2021 гг.
Таблица 1: Нематериальные активы Группы «Транснефть» по МСФО в 2018-2021 гг., млн руб.
Показатель | На 31.12.2018 | На 31.12.2019 | На 31.12.2020 | На 30.06.2021 |
Нематериальные активы | 74196 | 58275 | 61255 | 59467 |
В том числе: | ||||
Гудвил | 52972 | 40340 | 45671 | 45671 |
Прочие нематериальные активы | 21224 | 17935 | 15584 | 13796 |
Валюта баланса | 3189753 | 3329502 | 3331429 | 3378221 |
Источник: консолидированные отчёты за 2019, 2020 и за 6 мес. 2021 г.
При этом гудвилл колебался, а прочие НМА монотонно снижались с 21,2 до 13,8 млрд руб., то есть в полтора раза. Формальное объяснение этому есть в разделе «Краткое описание основных принципов учетной политики»:
Гудвилл, возникающий при приобретении дочерних обществ, отражается по себестоимости за вычетом убытков от обесценения.
Прочие нематериальные активы, приобретенные Группой и имеющие конечный срок полезного использования, отражаются по себестоимости за вычетом накопленных сумм амортизации и убытков от обесценения.
Амортизация рассчитывается на основе себестоимости актива за вычетом его расчетной остаточной стоимости.
Применительно к нематериальным активам, отличным от гудвила, амортизация, начисляется с момента готовности этих активов к использованию и признается в составе прибыли или убытка за период линейным способом на протяжении соответствующих сроков их полезного использования.
Бухгалтерская отчётность по российскому стандарту дала другие цифры (таблица 2).
Таблица 2: Нематериальные активы Группы «Транснефть» по РСБУ в 2018-2021 гг., млн руб.
Показатель | На 31.12.2018 | На 31.12.2019 | На 31.12.2020 | На 31.09.2021 |
Нематериальные активы | 10913 | 9989 | 8711 | 7529 |
В том числе: | ||||
Результаты исследований и разработок | 200 | 38 | 28 | - |
Нематериальные поисковые активы | - | - | - | - |
Валюта баланса | 999506 | 1068910 | 1070936 | 1014940 |
Источник: консолидированные отчёты за 2019, 2020 и за 6 мес. 2021 г.
И при российском способе учёта мы видим снижение НМА. При этом стоимость результатов исследований и разработок рухнула с 200 до 29 млн руб., то есть более чем в 7 раз! В примечании документа объяснено, что в НМА включены авансы, выданные в связи с созданием, приобретением нематериальных активов. Однако детального объяснения бухгалтерским цифрам по НМА и интеллектуальной собственности нам найти не удалось.
Купля/продажа интеллектуальной собственности
Корпорация заказывала много маркетинговых исследований, например рынка транзита трафика Европа-Азия у «Джейсон энд Партнерс Консалтинг»; коммерческих перспектив развития магистральной сети ООО «Транснефть Телеком» в направлении Финляндии и Скандинавии; анализ компаний, занимающихся разработкой месторождений, а также подрядных организаций, работающих на месторождениях; маркетинговые исследования по направлению внешнеэкономической деятельности ООО «НИИ Транснефть».
Известны случаи покупки зарубежных технологий. Так, в 2010-х для нового завода АО «Транснефть-Нефтяные Насосы» было приобретено за 2,4 млн евро предоставление прав использования результатов интеллектуальной деятельности на насосное оборудование у TM.P.S.p.A Termomeccanica Pompe (Италия). Компания АО «Русские Электрические Двигатели» купила в 2015 г. конструкторскую документацию и Ноу-Хау высоковольтных электродвигателей у итальянской компании Nidec ASI.
Продажа результатов интеллектуальной деятельности ограничивается услугами по диагностике трубопроводов с помощью собственного оборудования и методик. Выполнены работы примерно в 20 странах, в частности, в Белоруссии, Бразилии, Казахстане, Китае, Малайзии, Сингапуре, странах Ближнего Востока.
В 2000-х электроприводами для арматуры нефтепроводов интересовалась германская компания BMW, однако лицензионная продажа не была осуществлена.
В группе создан полезный портал «Интеллектуальная собственность, предлагаемая к коммерциализации». На нём информация сгруппирована в 4 раздела, включая технологии, устройства, стенды, программные продукты. Правда, каталог датирован ещё 2017 годом, то есть он не обновлялся 4 года. Сведения о продаже интеллектуальной собственности отсутствуют.
Суды
«Транснефть» мало судилась по интеллектуальным правам.
В 2019 г. Яримов Марат Отеллович обратился в Суд по интеллектуальным правам с иском о защите исключительных прав на изобретение по патенту № 262119. Он требовал:
1) Запретить ответчику ПАО «Транснефть» предлагать к продаже и продавать нефть и жидкости, транспортированные с использованием технических решений, указанных в патенте РФ на изобретение № 2622119 «Способ транспортировки нефти».
2) Обязать ответчика опубликовать решение суда в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
3) Взыскать с ответчика убытки в виде упущенной выгоды за нарушение исключительного права на изобретение в размере 50 000 (пятьдесят) тысяч рублей, за десять часов работы одного нефтеперекачивающего агрегата
Суд решил, что исковое заявление подлежит возвращению, поскольку рассмотрение требований, изложенных в нем, не отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам как суда первой инстанции. Заявленные требования подлежат рассмотрению арбитражным судом субъекта Российской Федерации с учетом общих правил подсудности дел.
То есть, по существу иск не рассматривался.
В конце сентября 2021 г. Виногоров Сергей Геннадьевич и Курочкин Александр Сергеевич обратились в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к АО «Транснефть — Диаскан» и ООО «НПК \"Техновотум\"». Истцы требуют запретить производить, продавать, предлагать к продаже, пьезоэлектрические ультразвуковые производства ООО «НПК \"Техновотум\"», в которых использованы патенты № 2499254 и № 114786 от 2011 г. В иске говорится о взыскании в 10 тыс. руб. за каждый день неисполнения вступившего в законную силу судебного акта по дату его фактического исполнения, однако судебное решение ещё не вынесено (предварительное заседание назначено на 24.11.2021).
Выводы
Трубопроводная система «Транснефти» при всей её исторически обусловленной архаичности не подлежит революционным реконструкциям, как бизнес — она статична.
Плавное, аккуратное, эволюционное научно-техническое совершенствование — это разумная стратегия в трубопроводном транспорте нефти. В частности это касается предельно допустимых концентраций хлорорганических соединений в транспортируемой нефти.
В качестве хай-тек топа можно назвать работы по маркировке нефти и нефтепродуктов при транспортировке по единой системе товаров от разных производителей; развитие аддитивных технологий; применение фазированных решёток к трубопроводам.
Безусловную ценность имеет опыт многочисленных подразделений Группы в доставки нефтепродуктов в самые дальние точки России. С развитием СМП и тотальным освоением Арктики можно ожидать увеличения заполярной интеллектуальной собственности «Транснефти».
Заглавная картинка: Flickr
Все услуги нашей компании по защите вашей интеллектуальной собственности вы можете найти здесь.
Купон JOURNALPATENT дает вам скидку в 4000 рублей на патентование одного изобретения.
РКК «Энергия» и её интеллектуальная собственность
Не только алмазы: «АЛРОСА» и ее интеллектуальная собственность. Часть II
«Норильский Никель» и его интеллектуальная собственность. Часть I