Главное
Товарные знаки

Baskin Robbins, Sbarro и Дока-пицца. Франшизы из 90-х: какие были и что с ними стало

МС
Максим Смоляров
Baskin Robbins, Sbarro и Дока-пицца. Франшизы из 90-х: какие были и что с ними стало

Франчайзинг возник в России в начале 90-х, когда на рынок пришли иностранные корпорации. Первыми из них, которые работали по данному договору, стали Денди, Baskin Robbins и Sbarro.

Денди

Основной специализацией фирмы была продажа игровых приставок. В 1996 году, отмечают специалисты, сеть «Денди» — одна из крупнейших в Восточной Европе (и России). Радость от успешного роста бизнеса была недолгой: практически все франчайзи не пережили кризис 1998 (хотя, надо признать, еще до этого момента головная фирма испытывала серьезные экономические трудности).

Baskin Robbins

Владимир Страшнов, приватизировав кафе на проспекте Мира, решил вдохнуть в него новую жизнь. Для этого он обратился к американцам, которые вели дела в столице еще с начала 90-х (их юрлицо: сначала — «Баскин Роббинс Совьет Интернэшнл», затем — АО «БРПИ»). Схема работы иностранцев была проста: из Канады в СССР привозили мороженое, которое успешно продавалось в кафе и киосках, работавших под брендом Baskin Robbins. На первых порах точки распространения товаров были корпоративными, но в 1993 году американцы решили воспользоваться опытом франчайзинга.

Страшнов и его партнеры приобрели франшизу за 10 тысяч долларов. Еще 20 тысяч были потрачены на ремонт помещения, чтобы привести его к корпоративным стандартам. Кафе россиянина открыло двери для посетителей в 1994 году. Через год оно полностью окупило все вложенные деньги.

Страшнов понял, что дело будет прибыльным. Поэтому купил еще одну франшизу, открыв кафе около Павелецкого вокзала. На него он потратил почти в три раза больше (примерно 100 тысяч долларов).

В середине 90-х — АО «БРПИ» запустило собственную российскую фабрику мороженого в столице. А началу 2000-х — в России работали десятки кафе под брендом Baskin Robbins. РБК сообщал, что в 2024 году в 110 городах РФ и СНГ открыты и успешно функционируют более 300 заведений подобного типа. 

Однако в РФ купить франшизу для открытия своего дела невозможно после 2022 года. Кроме того, в 2022-2023 годах имеющиеся в стране кафе провели постепенную замену используемого товарного знака. Теперь Baskin Robbins называется BRandICE.

Sbarro

Этот бренд ресторанов, зародившийся в Бруклине в 1956 году, пришел в Россию в конце 90-х. Фирма успешно развивалась несколько десятилетий. В 2004 году, например, франшиза в общемировом масштабе насчитывала более 750 точек в разных странах с оборотом — от 450 млн долларов. РБК пишет, что с момента основания — Sbarro практически не меняла бизнес-модель и упустила возможности для дальнейшего роста. Эксперты отмечают несколько ошибок топ-менеджмента компании:

  • Во-первых, фирма не стала заниматься доставкой своей пиццы на дом или в офис (хотя конкуренты давно ввели эту услугу);
  • Во-вторых, весь сервис корпорации был построен на «разогреве уже готовой пиццы» (делать продукт для каждого клиента Sbarro не планировал);
  • В-третьих, изменился сам рынок, а франшиза компании потеряла эксклюзивность. Появились мощные, молодые и энергичные игроки. Они, кстати, предпочитали открываться не только на фудкортах (как это делала Sbarro), но и занимать также самостоятельные помещения. 

Не стоит думать, что в России создавались и развивались только зарубежные франшизные сети. Местные предприниматели тоже пытались играть на этом рынке.

В начале 90-х появляется сеть «Дока-пицца». Ее основатель — знаменитый предприниматель Владимир Довгань. Франшизную пиццерийную сеть организовали, как вспоминали современники, так. Фирма Довганя «Дока» производила оборудование для выпечки. Печи, видимо, простаивали, и их никто не брал. Чтобы обеспечить бесперебойный сбыт, решили сделать отдельное предприятие по производству фастфуда в содружестве с другими предпринимателями из разных регионов России. 

Довгань, надо признать, был теоретически готов к организации франшизы: ведь он первым в стране защитил диссертацию, посвященную этой теме. 

На практике франшиза выглядела так: партнеры были обязаны купить технологическую линию по производству пиццы (она стоила от 12 до 15 тысяч долларов), взамен — получали нулевой паушальный взнос и роялти. Использование товарного знака оплачивалось отдельно, как, впрочем, и реклама. Такая концепция была успешной. Слоган «”Дока-Пицца” — нельзя не соблазниться» запомнился всем, кто смотрел в то время телевидение, слушал радио или читал газеты или журналы.

Успех франшизы, отмечает РБК, был головокружительным. За несколько месяцев на территории России и других стран СНГ появилось более 600 точек продаж сети «Дока-Пиццы». Однако в 1996 году фирма прекратила свое существование. Дело в том, что печи конструировали из нержавеющей стали. Та сильно подорожала. Поэтому выпускать оборудование для франшизной сети стало нерентабельно. Проект закрылся. Но не весь… Сейчас на российском пространстве продолжают существовать некоторые предприятия, работающие под брендом «Дока-пицца».

В 1994 году в России началось создание еще одной крупной национальной франшизной сети — речь идет о компаниях, занимающихся внедрением программных продуктов «1С». К 1996 году из 1500 дилеров, с которыми на постоянной основе сотрудничала 1С, договор коммерческой концессии заключили 590 партнеров.

Как рассказывал руководитель отдела продвижения экономических программ фирмы Алексей Харитонов, базовые условия франчайзинга были выработаны в то время. И они принципиально не менялись до сего дня. На данный момент «большая часть заработка … партнеров — плата, которую они получают от пользователей за внедрение и сопровождение программных продуктов. Эти деньги остаются у франчайзи почти полностью. И еще примерно 15–25% дохода им приносит продажа лицензий на использование ПО».

Отметим, что из франчайзи первой волны, которые пришли в сеть до 1997 года, 87% проработали более 15 лет.

Регистрация товарного знака
Подготовка - от 1 дня
Экспертиза - от 6 мес.
Срок действия - 10 лет


Источник фото.

МС
Максим Смоляров
Товарные знаки
125
+1
Товарные знаки
125
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.