Мы уже писали про Sony, Samsung и детище Мацуситы не могли обойти стороной.
Коносукэ Мацусита — основатель Matsushita Electric, выпускающей бытовую электронику под брендами Technics, National и Panasonic. Гуру бизнеса и талантливый управленец. Принципы менеджмента Мацуситы — с азиатским флером: про благие возможности, уважение к людям как первооснове любой компании, честность и справедливость. Если вы меланхолик и делаете бизнес в России, вероятно, чтение послужит вам опорой и картой, по которой можно сверить ориентиры.
Момент: в книге есть эфемерные рекомендации вроде «подавайте пример и за вами потянутся». Мы постарались выбрать те, которые действительно мотивируют к действиям. Учитывайте, что формат нашей рецензии не подразумевает конспектирования, поэтому принципы отобраны лишь частично и не заменяют полное чтение.
Мыслите здраво
В самом начале книги Коносукэ Мацусита вводит понятие «сунао» — здравого смысла, которое существовало в Matsushita Electric как часть корпоративной культуры. «Без такого незашоренного, восприимчивого мышления нельзя быть по-настоящему сильным… Всегда нужно стремиться видеть белое — белым, синее — синим, черное — черным, без предубеждения и искажения. Так вы не допустите ошибок в своих суждениях. Мировосприятие, основой которого является такой прямой дух, придает человеку силу и мудрость, позволяя постигать истинное состояние дел», — пишет сэнсэй.
Такие вот уроки азиатского менеджмента и когнитивистика, на которую мы часто ссылаемся.
«Депрессии не должно быть никогда»
Если вам грустно и ваша компания переживает упадок, не спешите делать пессимистичные выводы. Мацусита считает, что тяжелых времен вообще не бывает.
«Когда-то в прошлом “тяжелые времена” действительно оказывались следствием тех или иных стихийных бедствий – скажем, наводнения или засухи, которые губили посевы и лишали людей пропитания. В наши же дни люди, имея в своем распоряжении передовые науку и технологии, способны противостоять большинству последствий природных катаклизмов, так что тяжелые времена в старом значении этих слов для нас теперь не проблема. Трудности, с которыми мы продолжаем сталкиваться, почти всегда являются следствием наших же действий. Я убежден, что одни времена действительно могут больше способствовать процветанию, нежели другие, но депрессии не должно быть никогда» — заключает он. А еще добавляет, что в период перемен стоит искать новые перспективы, не тормозить и выходить на прорыв.
Повторимся: «не тормозить»
Мацусита пишет: «Быстрое производство хорошей продукции должно быть введено в практику». То есть, если вы решите выпустить новый продукт, нужно незамедлительно записать идею и приступить к созданию прототипа. Отрабатывая такие действия, можно рассчитывать на то, что вы с командой сможете быстро реагировать в условиях конкуренции и выводить на рынок принципиально новый товар быстрее других. «Только практика помогает увеличить скорость разработки новой продукции и развить интуицию, чтобы научиться выявлять привлекательные направления деятельности. Я считаю, что это единственный путь, позволяющий применять на практике таланты наших проектировщиков», — объясняет автор и даже предлагает давать сотрудникам рандомные задания по проектированию в качестве тренировки.
На страницах книги Коносукэ Мацусита раскрывает секреты того, какой подход помогает совершенствовать технологии, зачем нужен дизайн, что должно быть основой маркетинга, как управлять поставками и что там с бухгалтерией. Разделы книги он раскрывает лаконично, в двух словах, но по итогу получается полезный справочник управленца. Рекомендуем к чтению, если вы заботитесь о качестве своей продукции, репутации и вообще стараетесь работать на благо не только себя.
Можете прочитать и еще одну его книгу 1984-го года — «Миссия бизнеса». Она тоже короткая, но емкая.
Вдохновением к написанию этой статьи послужила старенькая, но рабочая микроволновка, атмосфера вокруг которой так и звучит: «Панасоник — айдиас фо лайф». Создавайте продукты, которые будут служить долго. Уважайте людей: будь это ваши сотрудники или клиенты, даже потенциальные. Приходите к нам за свидетельствами и патентами — об этом мы позаботимся.