Индийская электромельница, уйгурские петушиные бои и вьетнамские арахисовые черви: 8 удивительных географических указаний

#Товарные знаки
АА
Александр Артамонов

В предыдущей статье мы рассказывали о том, что такое географические указания (ГУ), и чем они могут быть полезны локальным производителям. Вкратце напомним: ГУ — разновидность интеллектуальной собственности, которая привязана к продукту, аутентичному для определенного города, региона или государства, и защищает его от копирования. Право на использование ГУ получает, как правило, одна конкретная компания, но и другие производители этого региона могут его использовать при выполнении всех требований. Нередко его регистрирует региональное сообщество той или иной индустрии. Самые известные примеры ГУ — Шампанское (то есть игристое вино из французской Шампани), Адыгейский сыр и Башкирский мед. В этом материале мы собрали восемь самых необычных ГУ со всего мира. 

Турецкие секретные собаки

Реестры географических указаний разочаруют любого вегана — в них сотни пород животных, которые либо идут на мясо, либо эксплуатируются человеком ради получения молока, шерсти или яиц. Единственное приятное исключение — Турция, где статус ГУ получили две породы собак: турецкая овчарка из города Карс и турецкая гончая. 

Турецкая овчарка по виду напоминает помесь своей кавказской соплеменницы с мастифом. Порода появилась еще 600 лет назад, когда кочевые тюрки-пастухи вывели ее, чтобы пасти скот на пространстве между Кавказом, Черным и Каспийским морями. Турецкая борзая — не менее древняя порода. Считается, что она произошла от тайгана — киргизской борзой, которую из Средней Азии привели с собой кочевники-тюрки еще до того, как появилась Османская империя. 

ГУ на обе породы в 2002 году получила турецкая Военно-ветеринарная академия. Чтобы вывести их представителей за рубеж, нужны разрешения от ее руководства, а также от Генштаба. 

Уйгурские петушиные бои

ГУ защищают традиции, привязанные к региону или стране. Но далеко не всегда это трогательные народно-промысловые сувениры или натуральные продукты. Традиционное общество довольно жестоко, и порой его устои могут показаться современным людям совсем не гуманным. Так, в принадлежащем Китаю Синцьзян-Уйгурском АО — регионе Китая, известным репрессиями местного мусульманского населения, зарегистрировано ГУ на традиционные петушиные бои. 

Древний город Турфан, богатый историческими достопримечательностями, привлекает около 5 миллионов туристов в год. А петушиные бои здесь — одно из главных туристических развлечений. Местные власти активно поддерживают эту индустрию, в которую в той или иной степени вовлечен каждый шестой турфанец, и хотят сделать город мировой столицей этого кровавого спорта — именно это и побудило их в 2012 году зарегистрировать ГУ. Оно защищает как сам вид спорта, так и особую турфанскую породу боевых петухов, которую вывели из самых крепких и мускулистых домашних птиц. 

Любопытно, что помимо ГУ, в Китае существует и несколько патентов, связанных с турфанскими петушиными боями — например метод инкубационного выращивания птиц такой породы или способ повышения их яйценоскости

Bassboosted велорикша из Малакки

Жители стран Южной Азии обожают яркий общественный транспорт. Водители грузовиков, тук-туков или автобусов разукрашивают свои машины кто во что горазд. Чем больше цветов, узоров, картинок и другого разнообразного тюнинга — тем лучше. 

Индийский Панджаб знаменит винтажными грузовиками, оклеенными индуистскими лозунгами, изображениями богов и узорами. Визитная карточка Шри-Ланки — ярко-голубые автобусы, отделанные фотообоями с орлами и дельфинами. И в каждом мегаполисе от Карачи до Манилы таксисты по-своему украшают тук-туки.

Дальше всего пошли жители малазийского города Малакка, которые в 2015 году зарегистрировали местный дизайн велорикш в качестве ГУ. Как указано в документе о регистрации, обычно изготовление такой рикши, которая по конструкции напоминает мотоцикл с коляской, занимает неделю и стоит около 4 тыс ринггитов ($1,000). Малаккский стиль сложился во второй половине 1940-х — рынок рикш в городе монополизировала компания, которая привела их внешний вид к однообразию и положила начало новой городской традиции. Большинство населения города — китайцы, поэтому в оформлении рикш используются традиционные для этой культуры элементы: разноцветные фонарики, бумажные цветы и зонтики. Впрочем, часто к ним добавляются мягкие игрушки, неоновые огни и мощные стереосистемы. 

Китайская конопля долголетия

Горный городок Бама в юго-западном Китае знаменит на всю страну как земля долгожителей. В 2017 году в четвертьмиллионном округе было 82 человека старше 90+ лет — пропорция к населению в пять раз больше, чем в среднем по стране. За последнее десятилетие этот некогда бедный и захолустный городишко стал китайской «всесоюзной здравницей» — люди, страдающие от тяжелых болезней, съезжаются сюда со всей страны, чтобы дышать горным воздухом и пить, как считают некоторые, волшебную местную воду, продлевающую жизнь.

Как и всегда бывает в таких случаях, секрет долголетия бамийцев — вовсе не магия, а удачное сочетание чистого горного воздуха, постоянной физической активности и здоровой диеты, в которой отсутствуют популярные в остальных частях Китая жареные блюда. Но есть и еще одна особенность, которая привлекла много внимания. Бамийцы постоянно едят блюдо под названием «хумаю» — суп или отвар из перемолотых зерен конопли. Психоактивных веществ они не содержат, зато богаты омега-3 и омега-6, минералами и клетчаткой. Некоторые компании попытались воспользоваться репутацией города долгожителей и стали продавать коноплю из его окрестностей как очередной суперфуд. А чтобы защитить права местных руководителей, в 2013 году на бренд «конопля из Бамы» зарегистрировали ГУ. 

Токийская улица чайников

Географическое указание защищает традиционное ремесло, сосредоточенное в определенном месте. Но кто сказал, что эти ремеслом не может быть оптовая торговля, а местом — центр мегаполиса? 

В 2011 году в Японии был зарегистрирован товарный знак «Торговая улица Каппабаси». Больше века на ней продают товары для ресторанного бизнеса — продукты, кухонную утварь, посуду, мебель и так далее. Заявителем ТЗ стала ассоциация местных предпринимателей этой отрасли, поэтому на деле он функционирует как ГУ — любой бизнесмен с улицы Каппабаси может вступить в нее и получить право на использование обозначения. На въезде на улицу красуется огромная пластиковая голова повара в колпаке, но на товарном знаке ассоциации изображена не она, а рожица существа из японской мифологии — каппы. 

Китайская гигантская саламандра

В китайской кухне, кажется, найдется применение для почти любого живого существа (и как мы узнали в 2019 году, это может обернуться большими проблемами). В стране зарегистрировано более сотни ГУ на продукты из свежего мяса животных, где локальные породы овец и кур соседствуют с черепахами и осликами. Но самое неожиданное существо в этом списке — гигантская саламандра, обитающая во многих реках центрального и южного Китая. 

Китайская гигантская саламандра — крупнейший на планете представитель класса амфибий. Этот вид один из самых древних из существующих сегодня видов — он появился на планете более 170 миллионов лет назад. Внешним видом саламандра отдаленно напоминает ящерицу с гладкой кожей. Она может достигать 180 см в длину, весить 50-70 кг и жить 60-70 лет. 

Китайцы готовят мясо саламандры, а также используют части ее тела в народной медицине. Говорят, что ее диетическое мясо по вкусу напоминает курицу. Из-за массового лова сегодня гиганские саламандры оказались под угрозой исчезновения — в дикой природе их насчитывается около 50 000 особей. При этом китайские фермеры выращивают более 2 миллионов саламанд в неволе. Как указано в документе о регистрации ГУ, применение этого правового режима должно в том числе защитить саламандру от вымирания. 

Индийская электромельница

Географические указания — удел аграриев. Казалось бы, промышленные товары не могут быть частью местной традиции, ведь их производство на заводах и фабриках стандартизировано и мало зависит от их расположения. Но женщины из южноиндийских штатов с этим вряд ли согласятся. 

Ключевое место в южноиндийской кухне занимает тесто из зерна, которое перетирается в каменной ступе аатангал. Оно используется для приготовления двух важнейших блюд —  паровых лепешек идли, которые вместе с разными соусами, карри и топингами составляют традиционный завтрак этих штатов, и досы — аналога наших блинов. Использование аатангала —  трудоемкий и длительный процесс. На приготовление теста можно потратить несколько часов — и так каждый день. 

В 1955 году житель тамильского города Коимбатур, инженер и предприниматель П. Сабати совершил революцию, освободившую миллионы женщин от этой ноши — создал электрический аналог аатангала. 

По легенде, молодой изобретатель просто не хотел, чтобы его будущая жена часами молола тесто. Устройство быстро обрело огромную популярность —сегодня электрические мельницы производят по всей южной Индии, а один или несколько таких аппаратов есть в каждой семье тамилов, народов телугу, малаялам или каннада. Но родиной технологии считается Коимбатур — и именно он в 2017 году получил право на ГУ «Coimbatore wet grinder». Эта история — отличный пример того, как традиции могут адаптироваться к техническому веку без ущерба для себя, но с пользой для человека.

Вьетнамские арахисовые черви

Вьетнамцы любят необычные продукты не меньше, чем китайцы. В 2015 году небольшой остров Ван Дон получил ГУ на арахисовых червей. Это морские существа, которые живут на мелководье. В спокойном состоянии они длинные, но если их потревожить, то сильно сжимаются, и начинают походить на арахис в скорлупе. 

Арахисовые черви — популярное блюдо по всей Азии. Их потрошат, а потом жарят или добавляют в традиционный суп фо вместо курицы или говядины. Также во Вьетнаме их продают сушеными. Кулинарные обозреватели рассказывают, что червь придает фо более сладкий и пикантный вкус. 

Читайте в нашем журнале: 

«Вот что я люблю»: Макдоналдс и история его знаменитого товарного знака

История Kodak: от гиганта фотоиндустрии до банкрота

Швейной машинке Singer 170 лет: как Исаак Зингер создал один из главных бытовых приборов прошлых веков

История Pepsi: от «Напитка Брэда» до общеизвестного товарного знака в России

Александр Артамонов
Онлайн Патент
#Товарные знаки
Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!