Главное
Товарные знаки

Как патенты и свидетельства укрепляют бренд компании

МС
Максим Смоляров
Как патенты и свидетельства укрепляют бренд компании

Число зарегистрированных официально объектов интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ и базы данных) является одним из важнейших показателей, указывающим на инновационность корпорации, ее стремление к росту и развитию. 

Патентование и финансовые результаты корпораций

Эксперты уже давно обнаружили прямую взаимосвязь: если созданная и оформленная разработка в технических секторах, электронике и фармацевтике имеет реальную практическую ценность, то в этом случае рыночные финансовые показатели компании улучшаются. Бренд воспринимается как респектабельный и имеющий значимые перспективы в условиях серьезной конкуренции.

В 2021 году фирма Archer Materials, получив защитный юридический документ на свой инновационный чип, тут же подорожала на 9%.

Toyota Motor, как отмечается в корпоративных отчетах, ежегодно подает около 15 тысяч патентных заявок по всему миру, регистрируя минимум 9 тысяч инноваций. В 2022 году — автопроизводитель был держателем наибольшего количества патентов среди подобных компаний Японии, США и других стран. Рыночная капитализация фирмы — более 224 млрд долларов.

Кстати, в авторитетном отчете «Top 300 Organizations Granted U.S. Patents in 2024» — Toyota JIDOSHA K.K. занимает почетное десятое место. У нее — 2428 патентов. На первой позиции — SAMSUNG ELECTRONICS CO., LTD. Ее патентный портфель в США — 9304 защитных документа.

Финансовое благополучие южнокорейского концерна не вызывает сомнений: выручка за 2024 — 300,9 трлн вон, валовая прибыль — 114,3 трлн, операционная прибыль — 32,7 трлн. Предприятие делает особую ставку на высокотехнологичные проекты: облачные услуги, цифровую логистическую платформу, генеративные аспекты искусственного интеллекта и многое другое.

На почетном втором месте в вышеупомянутом рейтинге — LG. У нее более 5 тысяч патентов. Чистая прибыль корпорации в 2024 году оценивалась в 591,4 млрд вон. При этом выручка выросла рекордно — почти до 88 трлн. Годовая операционная прибыль оценивалась в 3,42 трлн вон. В первом квартале 2025 года — результаты превзошли все имеющиеся показатели — выручка 22,74 трлн вон, операционная прибыль — более 1,2 трлн вон. 

Кстати, LG известна своим серьезным и взвешенным подходом к оформлению интеллектуальной собственности, а также к ее использованию: еще в 2021 году СМИ сообщали о том, что фирма рассматривает патенты в сфере мобильных технологий как один из вариантов дополнительного дохода. Так, при обнаружении нарушений со стороны конкурентов — корпорация тут же предъявляет иск, требуя приостановки незаконной деятельности и выплаты соответствующей компенсации.

Возвращаясь к рейтингу «ТОП-300 фирм, получивших наибольшее количество патентов в США», обратим внимание на его третью позицию. Почетная «бронза» — у TSMC. У нее чуть больше 4 тысяч патентов. У компании в прошлом году была выручка в 2,89 трлн тайваньских долларов. В 2025 — корпорация предполагает столь же серьезный рост (ведь продажи ИИ-чипов в этом году также увеличиваются).

Как еще используются патенты и свидетельства?

Тут есть несколько направлений:

  • Первое — IT-фирмы продают свои запатентованные разработки другим. Так поступала, например, IBM; 
  • Второе — интеллектуальные активы нужны для повышения стоимости компании. Apple оценивалась специалистами в 2022 году в 2780 млрд долларов. При этом балансовая стоимость «яблочного конгломерата» была на уровне 300 млрд долларов;
  • Третье — в России, например, патентный портфель может стать предметом залога при получении льготного кредита в рамках программы «Московского инновационного кластера».

Выводы

Патенты и свидетельства, получаемые компаниями, помогают достигать следующих целей:

  • Во-первых, они обеспечивают технологическое лидерство в гонке по разработке и внедрению искусственного интеллекта, цифровизации;
  • Во-вторых, защищают создаваемое от конкурентов и патентных троллей;
  • В-третьих, обеспечивают восприятие клиентами бренда как инновационного и, соответственно, респектабельного;
  • В-четвертых, улучшают финансовые позиции фирмы (выручка, операционная прибыль и другое);
  • В-пятых, увеличивают стоимость предприятия (иногда — в десятки раз);
  • В-шестых, при необходимости — могут становиться предметом залога.

Стратегическое целеполагание на защиту своих разработок путем патентования и получения свидетельств — позволяет фирме эффективно работать на перспективу в десятки лет. Бренд компании укрепляется, доверие к нему растет. 

Отказ от этой политики ведет к постепенному технологическому затуханию, падению продаж и снижению финансовой обеспеченности (вплоть до банкротства).

Получение патента на изобретение
Подготовка - 10-20 дней
Экспертиза - 10-16 мес.
Срок действия - 20 лет
МС
Максим Смоляров
Товарные знаки
40
+1
Товарные знаки
40
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.