Главное
Товарные знаки

Как зарегистрировать товарный знак на физическое лицо

МС
Максим Смоляров
Как зарегистрировать товарный знак на физическое лицо

В июне 2022 года был принят Федеральный закон № 193-ФЗ. Этот документ внес существенные изменения в четвертую часть Гражданского кодекса, установив возможность регистрации товарного знака для самозанятых и любых граждан, включая иностранцев, с 29 июня 2023 года.

Что такое товарный знак?

Товарный знак — это обозначение, которое используется для индивидуализации определенных товаров, их отграничении от брендов потенциальных конкурентов.

Товарные знаки могут быть разных видов:

  • Словесные (например, аббревиатура);
  • Изобразительные (помните букву «М» в наименовании McDonald’s?);
  • Комбинированные (они включают как картинку, так и слово);
  • Звуковые (мурлыканье кошки из рекламы Whiskas);
  • Объемные (как, например, форма бутылки);
  • Вкусовые и обонятельные

Не все товарные знаки можно зарегистрировать. Не оформляются, например, флаги и гербы государств, обозначения международных организаций, общеупотребительные символы и другое. 

Зачем регистрировать свой товарный знак самозанятому?

Это необходимо для:

  • Закрепления приоритета на свой личный бренд, наименование предлагаемой продукции или услуги;
  • Экономии средств на налогах (раньше регистрация товарного знака предусматривалась только для индивидуальных предпринимателей или юрлиц);
  • Возможности в последующем создавать семейные предприятия, передавая свой бренд по наследству;
  • Применения к потенциальным нарушителям разнообразных санкций (административных, гражданско-правовых, уголовных).

Как зарегистрировать свой товарный знак?

Оформлением бренда занимается Роспатент.

Для внесения своего обозначения в специальные реестры ведомства необходимо совершить следующие действия:

1. Провести качественный патентный поиск предлагаемого к регистрации обозначения. Это можно сделать на сайте «Онлайн Патента».

Учитывайте, что придуманный бренд не должен быть похожим на товарные знаки потенциальных конкурентов.

Пример из практики. Ранее «Онлайн Патент» уже рассказывал, как в сентябре 2020 года власти отказали в оформлении обозначения DOL’KA BANANA. Они посчитали, что заявленный к регистрации товарный знак сильно напоминает «Дольче Габбана».

2. Собрать пакет документов, включающих:

  • заявление на госрегистрацию товарного знака;
  • сам знак;
  • перечень товаров или услуг по МКТУ (Международной классификации товаров и услуг);
  • описание знака;
  • согласие на обработку персональных данных.

Как подобрать класс МКТУ? Онлайн-справочник классов можно посмотреть на нашем сайте. Однако хотим отметить, что самостоятельный подбор не заменяет профессиональной юридической консультации специалистов, работающих в этой сфере: только эксперт может объяснить, какой вариант подойдет для ваших товаров идеально.

Помните, что ваша заявка не должна нарушать нормы морали, гуманности, вводить потребителя в заблуждение.

Не забудьте оплатить госпошлину. Ее размеры можно посмотреть здесь.

3. Все собранные материалы направляются в Роспатент лично, по почте или электронным путем (сайт ФИПС или «Госуслуги»).

4. Дальше — в ведомстве проходит две последовательные экспертизы:

  • формальная экспертиза (представленные материалы оценивают на соответствие законодательству РФ);
  • проверка по существу (бренд анализируют не только на сходство с уже имеющимися обозначениями, но и на соответствие нормам морали и нравственности).

Если Роспатент не имеет претензий к представленным документам, то заявитель платит еще за непосредственную регистрацию товарного знака. 

5. Если Роспатент отказал в регистрации, то можно обжаловать это решение, например, в суде. Если судиться не хочется, то можно, отредактировав бренд в имеющихся документах, вновь попытаться обратиться в ведомство за оформлением.

Без учета патентного спора и изменения документов после отказа — вся процедура регистрации максимально займет 18 месяцев и 2 недели. 

Сколько действует правовая охрана зарегистрированного товарного знака?

Юридическая государственная защита товарного знака действует 10 лет с возможностью неоднократного продления на этот же период. Помните, что если вы не используете свой бренд в течение трех лет, то правовую охрану могут аннулировать. 

МС
Максим Смоляров
Товарные знаки
808
+1
Товарные знаки
808
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.