В 90-е и начале 2000-х — на российский рынок вышли популярные сети зарубежного фастфуда: в РФ начали работать McDonald’s и SubWay, в партнерстве — KFC. В нашем сегодняшнем материале — расскажем о том, как запускались международные компании на национальной почве.
KFC
Прообраз будущего KFC появился на российском рынке в 1993 году, когда фирма «Ростик Групп» открыла в столичном ГУМе свою первую торговую точку под брендом «Ростик’с». Мы ранее писали об этой сети, поэтому повторяться не будем. Напомним лишь, что столь нестандартное наименование («Ростик’с») происходило от имени основателя национальной корпорации — Ростислава Ордовского-Танаевского Бланко. Ростиком его ласково называла мама.
Что касается собственно товарного знака KFC, то впервые на билбордах и в торговых центрах он появился лишь в середине 2000-х: сеть фастфуда, профильно торгующая горячей курочкой и ее вариациями, после очередной сделки стала называться «Ростик’с-KFC».
Классическое предприятие, известное под брендом, распространенным во всем мире, россияне увидели после 2011 года: компания «Yum! Brands» приобрела долю своих партнеров и провела ребрендинг 150 заведений.
К 2020 году, как отмечают профильные франчайзинговые порталы, на территории РФ работало 1000 ресторанов KFC.
После 2022 — фирма провела очередной ребрендинг, вернув историческое название «Rostic’s».
McDonald’s
Исторический журнал «Родина» указывает, что идея открыть в стране «McDonald’s» витала в воздухе еще перед Олимпиадой-80: во время подготовки к мероприятию шли постоянные переговоры с транснациональной компанией, собственницей популярного бренда фастфуда. Американцы предлагали перед крупнейшим спортивным состязанием создать в столице сразу три фирменных ресторана, обеспечив их техникой, продуктами и обученным в стране персоналом. Однако от этой концепции советские власти отказались.
В результате — первый ресторан McDonald’s появился в РСФСР на Пушкинской площади столицы только лишь через 10 лет, 31 января 1990 года. Первый глава совместного советско-канадского предприятия, обеспечившего приход зарубежного бренда в страну, Хамзат Хасбулатов вспоминал, что посетителей в день открытия фастфуда было очень много: в шесть часов утра открылись двери метро и гигантская толпа вышла на Пушкинскую…
«Мы обслужили более тридцати тысяч посетителей за один день. Это был для нашей системы рекорд», — рассказывал Хамзат Хасбулатов в интервью «России-1» в 2020 году.
Народ не смущал даже ценник на продукцию: картошка и газировка стоили рубль тридцать, флагманский бургер «Биг Мак» — 3 рубля и 75 копеек, гамбургер — рубль и 60 копеек, филе-о-фиш — 3 рубля 25 копеек. Стоявшая в очереди в то время (а ныне — дизайнер популярного бренда) Юлия Иванова вспоминала позже в интервью «Афише»: «Для нашего бюджета цены в «Макдоналдсе» тогда были действительно ресторанными. Мы могли позволить себе сходить туда раз в месяц, не больше. На эти деньги можно было плотно пообедать в столовой. Но нас это не останавливало: мы шли туда за прикосновением к чему-то другому, новому…»
Проект McDonald’s, как и KFC, оказался успешным в России. В 1996 году — в стране открыли первое «МакАвто», в тот же период — появился еще один ресторан будущей сети, но уже в Санкт-Петербурге.
К 2022 году — в активе у McDonald's в РФ было более 850 точек продаж в 62 субъектах федерации.
После 2022 — фастфуд ребрендировался во «Вкусно - и точка».
SubWay
Первый ресторан был открыт в России в 1994 году на Невском проспекте Санкт-Петербурга. Ъ, описывая этот объект, указывал, что все «Сабвеи» (хоть российские, хоть зарубежные) — абсолютно одинаковые. Их фирменный стиль — это светлое дерево, виды «Большого яблока» и светящиеся витрины. То есть путешественник, попав в любой из таких ресторанов, может даже забыть, в какой стране он находится. Единственное отличие России от других государств — в том, что пол национального SubWay был выстлан гранитом, а не керамической плиткой. Что касается цен, то они различались в зависимости от размера «Саба»: например, овощи с сыром стоили 7800 или 13 тысяч рублей, тунец — 16500 или 27500 рублей, грудка индейки — 10100 или 16800 рублей. Горячие «сабы» с сыром оценивались в 15 или 25 тысяч, с мясными шариками — в 9400 или 15600.
К сожалению, первый открытый в России в 90-е ресторан проработал недолго.
Компания предприняла попытку вновь завоевать рынок через 10 лет, в 2004-м. VC.ru указывал, что новую точку фирма открыла на том же месте, которое было в 1994-м.
К концу 2010-го в РФ работали уже 150 кафе. В 2021-м — их стало около 600. В 2025-м, по данным Ъ, — количество «Сабвеев» уменьшилось до 400. 140 из них будут постепенно визуально переформатированы, став SubJoy. Слово «joy», отмечают собственники бизнеса, при этом связано с эмоциями, возникающими после покупки любимого сэндвича.
Были ли сети, которые вошли на российский рынок не в 90-е?
Да.
В 2010 году в РФ пришел Burger King. Как рассказывал тогда Forbes, фирма, запустив свой первый ресторан в торговом центре «Метрополис», сразу же анонсировала открытие еще трех заведений подобного типа в течение 365 дней. Как и во всем мире, Burger King развивался по системе франчайзинга. По данным на март 2025 года, в РФ работало 875 точек сети.
Успех ее, отмечают многие, связан не только с предоставляемой продукцией, но и достаточно активной (и нестандартной) маркетинговой стратегией: ряд рекламных материалов Burger King балансировали на грани.
Японская лапшичная «Марукамэ» появилась в Москве в начале 2013 года. Главное блюдо этой фирмы — лапша удон с различными добавками. Корреспондент The Village, побывав тогда в открывшемся ресторане, указывал, что точка продаж сделана по азиатскому образцу: небольшой зал до 80 посетителей, отдельная кухня и линия раздачи между ними. Все, что необходимо, готовят тут же — то есть клиенты получают продукцию «из-под ножа».
Такой бизнес-подход оказался удачным. Через полгода после запуска — в столице уже работали три лапшичные.
В 2020-м году проект японской лапшичной, как рассказывал его директор, продолжал быть финансово успешным. Пандемия коронавируса сказалась на некоторых планах компании по расширению, однако фирме удалось выжить… В 2022-м — корпорация была вынуждена переформатировать меню и изменить название по требованию японских правообладателей.
Источник фото.
