Meituan — это китайская компания, которой принадлежит одноименная торговая платформа для внутреннего рынка, а также целый набор приложений и сервисов. Она была основана в 2010 году, а в 2015 году успешно объединилась с другой фирмой и стала называться Meituan Dianping.
После этого организация стала также аргетатором отзывов и площадкой, на которой потребители могут обмениваться мнениями. В основном эти отзывы сосредоточены вокруг сетей общественного питания — у Meituan в том числе есть собственная доставка продуктов. Одни из ключевых акционеров компании — корпорация Tencent.
История
Первоначально идея площадки для потребителей была в том, что люди могли договариваться о совместных покупках или, например, посещении ресторана, дабы получать предоставляемые магазинами и другими заведениями скидки за посещение большой компанией или крупные покупки.
Похожая идея в Китае уже существовала и принадлежала сервису Dianping.com, который специализировался на подобной схеме для сетей общественного питания. В 2015 году компании объединились. Образовавшееся совместное предприятие стоило порядка 15 млрд долларов. Сейчас ей принадлежит около 70% рынка доставки еды в Поднебесной. Из-за этого антимонопольная служба КНР даже оштрафовала Meituan более чем на 500 млн долларов.
Бизнес компании, согласно отчету за 2022 год, складывается из четырех составляющих:
- Доставка. Самый прибыльный сегмент в 2022 году;
- Комиссии. Третий по прибыльности сегмент с выручкой в 56,5 млрд юаней в 2022 году;
- Онлайн-маркетинг. Сегмент с выручкой в 30,7 млрд юаней;
- Другие сервисы. Второй по прибыльности, новый и быстрорастущий сегмент, в котором свыше 57 млрд юаней пришлось на выручку с новых инициатив.
В 2022 году выручка от новых инициатив в целом увеличилась на 39,3% в сравнении с 2021 годом.
Также когда темпы роста внутри страны в 2022 году начали замедляться, компания решила осваивать международный рынок. На решение также повлияли регуляторные меры со стороны государства, вынудившие целый ряд китайских предприятий усиленно осваивать зарубежные рынки.
Исследования и разработки
Корпоративная стратегии компании выражена в фразе «розничная торговля + технологии». Корпорация не только стремится расширять ассортимент доставки и на непродовольственные товары, но и внедрять все новые и новые инновации. Это касается в том числе высокотехнологичных способов доставки — беспилотных летательных аппаратов, автономных роботов-доставщиков с искусственным интеллектом и т. д.
За один только четвертый квартал 2022 года компания потратила на исследования и разработки 5,2 млрд юаней. В отчете отмечают, что в первую очередь увеличение связано с повышением расходов на заработные платы сотрудникам. Всего за 2022 год фирма потратила н НИОКР свыше 20 млрд юаней, увеличив расходы 2021 года почти на 25%. В 2021-2022 годах на НИОКР тратилось более 9% всей выручки.
Компания нацелено привлекает деньги на НИОКР и внедрение инноваций. Например, исследования в сфере автономных доставщиков и БЛА заявлены как цель, на которую будут потрачены деньги от размещения некоторых облигаций со сроком погашения в 2027 году.
Генеративный искусственный интеллект также не остается в стороне. В 2023 году корпорация сообщила о том, что приобретает Light Year — компанию по искусственному интеллекту. Всего для Meituan эта сделка обошлась более чем в 300 млн долларов, так как включает в себя и ее долг. Light Year в свое время была создана одним из основателей Meituan и специализировалась на языковых моделях.
В патентном портфеле предприятия сотни патентов (в том числе и на искусственный интеллект). Про товарные знаки Meituan также не забывает и регистрирует их везде, где только можно, даже в тех странах, где сервисов фирмы пока нет. Например, в России. Вполне вероятно, что это подготовка почвы к возможной экспансии.
Перспективы
С 2015 года корпорация показывала рекордные темпы роста. Сейчас её деятельность также активно разрастается, в том числе за счет большого упора на НИОКР и внедрения новых инициатив — доход с этой деятельности составляет существенную долю прибыли компании и увеличился в 2022 году в сравнении с 2021 годом.
Одновременно с этим Meituan может принимать государственные заказы — например, она несла ответственность за снабжение населения сельхозпродукцией в период пандемии. Рынок доставки продолжает расти, а высокая автоматизация и ИИ могут позволить фирме повысить эффективность и рентабельность.