Tencent: перспективы интеллектуальной собственности компании

#Аналитика
ВК
Вадим Кизимов

За последние десятилетия китайские компании стремительно приближаются к лидерству во многих областях. К их числу относится и Tencent Holdings, основанный в 1998 году. Это конгломерат и холдинговая корпорация, специализирующаяся на нише развлечений и электроники. В отношении индустрии игр именно Tencent — крупнейший поставщик и разработчик Поднебесной. 

О компании

У Tencent существует много дочерних предприятий, поставляющих в основном интернет-услуги. Не проигнорировано и направление искусственного интеллекта. В частности, в 2015 году они разработали ИИ Dreamwriter, анализирующий финансовые показатели фирм и на их основе создающий финансовые тексты с качественной аналитикой. 

Сейчас в список того, что предлагает Tencent, входят мобильные игры, соцсети, веб-порталы, музыка, электронная коммерция, мессенджеры, смартфоны и многое другое. В списке организаций, долей которых владеет Tencent, содержится более 600 наименований. Собственные инновации также весьма развиты — Boston Consulting Group включила Tencent в список 50 ведущих компаний мира по части инноваций. 

Связанные компании

Как холдинг, занимающийся приобретением акций других фирм, Tencent владеет крупными долями множества зарубежных компаний. При этом активно инвестировать в азиатские стартапы холдинг начал относительно недавно — только в 2017 году. Tencent владеет 100% акций в  Riot Games, 1C Entertainment и Funcom. 

Дочерних компаний насчитывается более 20 штук, в том числе Udemy и Tencent Technology, занимающаяся разработкой ПО и мобильных ПО. Также имеются отделения по самостоятельной разработке приложений и игр. Инвестиции не ограничиваются игровой индустрией. 

Структура патентного портфеля и исследования

Несмотря на частые обвинения Tencent в краже или копировании чужих идей, собственные патенты зачастую отличаются оригинальностью и инновационностью. Так, среди патентов корпорации есть разработка, позволяющая передавать виртуальные объекты (в основном игровые, но ограничений нет) по наследству. 

Активно проводится компанией лицензирование игр. Этот процесс начался интенсивно еще 15 лет назад. Именно за счёт инвестиций приобретается большое количество патентов. Развиваются и отдельные бренды. Например, WeChat — супер-приложение с более чем миллиардом активных пользователей. Также ими разработан первый в Китае онлайн-банк — WeBank. 

Среди других начинаний:

  • Byton — совместный проект по продаже абсолютно автономных электрокаров;
  • строительство первого в мире города киберспорта в городе Уху;
  • онлайн-игры и социальная сеть для детей в сотрудничестве с Lego Group;
  • автономный магазин в Шанхае. 

Регистрация патентов также проходит весьма активно. Tencent занимает 81 место в рейтинге 300 организаций с наибольшим количеством патентований в Патентном ведомстве США с 623 патентами за 2020 год, что на 38% больше, чем было в 2019 году. 

Первый в Китае исследовательский институт в сфере интернет-технологий также принадлежит Tencent, которая вложила в него более 15 млн. долларов в 2007 году.  Филиалы центра располагаются в Шанхае, Пекине и других городах.

Таким образом, патенты распределены по следующим классам CPCs:

  • G06 — компьютеры и вычисления;
  • H04 — электронные технологии коммуникаций;
  • G10 — музыкальные инструменты и акустика;
  • G01 — измерение и тестирование;
  • A63 — спорт, игры, развлечения;
  • G08 — сигнализации;
  • G09 — образование, криптография, реклама, печать;
  • Y02 — технологии по смягчению изменений климата или адаптации к ним;
  • G16 — ИКТ, специализированные под конкретные области. 

Примечательно, что на внутреннем рынке Китая игровая индустрия не может развиваться достаточно интенсивно в связи с некоторыми ограничениями, например, на использование видеоигр несовершеннолетними. Однако правительство КНР активно поощряет развитие за рубежом своих организаций из игровой индустрии. 

Также интересно, что если до 2017 года Tencent разрабатывали патенты, контролирующие игроков (предотвращающие мошенничество и т. п.), то после 2017 года большая часть патентов стала концентрироваться на различных улучшениях самих игр. Также отмечается прирост игр-стрелялок, несмотря на ограничение правительством Китая любых игр, связанных с жестокостью и насилием. Также на расширение и развитие компании указывает прирост патентов на технологии, позволяющие создавать новые игры, а не на развитие уже существующих платформ. 

Конфликты

Tencent нередко обвиняли в копированием чужих разработок, особенно в начале своего существования. Как подметил Стивен Белл, если американские студенты думают, что их хорошие идеи будут куплены Google, то китайские студенты думают, что их хорошие идеи будут скопированы Tencent. 

Если фирма не приобретает игру, то она её копирует, как, например, Pokemon Go. Компания даже начинала с копирования ICQ и переименования его в OICQ. 

Именно к краже проектов сводится большая часть конфликтов. Помимо этого также были выявлены проблемы с безопасностью внутри экосистемы. 

В 2020 году сервис WeChat от Tencent вместе с TikTok был запрещён в США Дональдом Трампом. Между самими Tik Tok и Tencent также была серия судебных споров со взаимными обвинениями в дискредитации имён друг друга и клевете. 

Тем не менее, финансовые показатели фирмы, приведённые ниже, имеют довольно позитивную динамику. 

Поэтому перспективы интеллектуальной собственности группы более чем положительные. Несмотря на конфликт между Китаем и США Tencent старается получить именно американские патенты и защищает свои разработки по всему миру. Так что у китайских товарищей есть, чему поучиться. 

Читайте в нашем журнале: 


Интеллектуальная собственность Alibaba

Особенности патентования полезных моделей за рубежом: Япония, Южная Корея, Китай

Организация производства и развитие бизнеса в Китае: частые ошибки и рекомендации по защите бренда

Заглавное фото: Flickr

Вадим Кизимов
Онлайн Патент
#Аналитика
Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!