Главное
Товарные знаки

Очень странные дела: как компании эксплуатируют ностальгию по брендам 80-х годов

МС
Максим Смоляров
Очень странные дела: как компании эксплуатируют ностальгию по брендам 80-х годов

Исследователи и профильные сайты отмечают, что в тренде современного общества — возвращение к середине (или даже к концу) 80-х. Лучше всего это проявляется в фильмах и сериалах, пытающихся переосмыслить то время («Слово пацана», «Фишер» и другие в России, «Очень странные дела», «Взрывная блондинка», «Бамблби» — в США), а также музыке из столь недалекого прошлого.

Как это выглядит с точки зрения брендинга и маркетинга?

Тут несколько вариантов. Маркетологи используют: 

  • Старинные фразы и словосочетания (что-то по типу: «настоящие друзья» или «веселое время», «лучший друг»), ассоциирующиеся с воспоминаниями;
  • Упоминание известных для того времени фильмов, сериалов или музыкальных композиций;
  • В России — ссылки на советские традиции («Мороженое — как в детстве», «Настоящее советское мороженое» и другое);
  • Соответствующую стилизацию текстов и рекламных плакатов;
  • Ориентировку на тематические образы и символику (здесь могут быть: старые фотографии, изображения, технологии);
  • Формирование ностальгических сюжетных линий.

А более известные примеры можно?

Конечно.

Компания «Простоквашино», выпуская свою молочную продукцию, на рекламных плакатах и в видеороликах размещает образы Шарика и Кота Матроскина (из одноименного цикла мультфильмов).

Некоторые корпорации выпускают целиком и полностью продукцию с советским подтекстом: здесь и мороженое, и сырок творожный, и многочисленные напитки, и многое другое. Подробнее о подобных брендах можно прочитать здесь.

В рекламе одного известного финансового учреждения — в будущее приглашает героиня произведений Кира Булычева (фильм, напоминаем, был представлен публике в 1985 году и стал настоящей сенсацией).

У шоколадок «Аленка» (кондитерская фабрика «Красный Октябрь») и продукции «Удмуртского хладокомбината» — явный ретродизайн.

В Dodo сделали сайт IT-подразделения, основываясь целиком и полностью на ностальгии: внутри платформы — атрибутика прошлого и «внутряковый» язык IT. Фишка в том, что работающий в этой среде не управляет кнопками, а печатает короткий код, чтобы перейти на нужную вкладку.

А что в зарубежных странах?

Там такая же волна. В 2021 году — Coca-Cola запустила кампанию, используя стилистику и музыкальные фрагменты 80-х и 90-х. Основа — дружеские вечеринки, общение с обязательным добавлением заветных баночек.

Такой же подход применил и Nike. Для возвращения в прошлое использовались «культурные коды»: на экранах и билбордах появились известные спортсмены (например, Серена Уильямс). Плюс вернулся старый и знаменитый слоган «Just Do It». Результат был потрясающим: доля потребителей, заявивших, что Nike можно доверять, выросла на 31%. 

Еще одна фирма, использовавшая ностальгию для стимулирования продаж, — Kraft Macaroni & Cheese. Рекламная кампания строилась на визуализации-воспоминаниях о детстве и семейных ужинах. Kraft, создавая эту концепцию, хотел показать, что бренд — это часть наследия для большинства потребителей.

Почему всех так тянет ностальгировать?

Социальные психологи из США и Великобритании считают, что прошлое вызывает некое чувство безопасности, комфорта, позволяя преодолеть возникающие кризисные ситуации. Forbes, анализируя их позицию, максимально огрубляет эту категорию: мир — страшен, поэтому люди пытаются раствориться в том, где им приятно. 

Пожалуй, лучше всего чувство ностальгии передают The Beatles в песне «Yesterday»: вчера мои проблемы казались далекими, теперь мне кажется, что они вошли в мою жизнь навсегда; как я хотел бы вернуться во вчерашний день.

Регистрация товарного знака
Подготовка - от 1 дня
Экспертиза - от 6 мес.
Срок действия - 10 лет
МС
Максим Смоляров
Товарные знаки
172
+1
Товарные знаки
172
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.