Российские и западные звезды, используя собственное имя и репутацию, параллельно занимаются бизнесом, преимущественно регистрируя на себя многочисленные товарные знаки. Три года назад «Онлайн Патент» уже писал о наиболее известных из них, однако сейчас ситуация немного изменилась. На первый план вышли совсем другие имена. Они активно ведут социальные сети, набирая миллионы подписчиков и обеспечивая постоянную фан-базу своим задумкам.
Вот, например, актриса, снявшаяся в таких хитах, как «Иван Васильевич меняет все», «СамоИрония судьбы», «Без башни», «Универ», Ольга Бузова (1,3 млн подписчиков в соцсети «ВК»). Она зарегистрировала свой бренд в 3, 14, 16, 18, 25, 28, 30, 32, 33, 35, 41, 43, 44 классах МКТУ, а также запустила успешный проект — Olga Buzova Design (это бренд одежды от нее).
Еще каких-то российских актеров, которые занимаются предпринимательством и развивают соцсети, можно назвать?
Конечно.
Еще одна актриса из «Универа» — Настасья Самбурская (12 млн подписчиков в другой соцсети) владеет двумя брендами: собственным именем и товарным знаком «Collective Community». Последний — совпадает с обозначением салона красоты, работающего на Мясницкой улице в Москве. Кстати, наивно думать, что этими товарными знаками все и ограничивается. Самбурская ведет активную деятельность в самых разных сферах. Так, например, в конце 2024 года она представила собственный бренд одежды Actress. СМИ тогда сообщали, что разработанная актрисой линейка дизайнов базируется на идее женственности, утонченности и театральности.
Павел Воля (15,3 млн подписчиков), засветившийся в «Небриллиантовой руке», и его супруга Ляйсан Утяшева (около 6 млн подписчиков) в 2024 году, по данным газеты «Ведомости», вошли в число совладельцев «Центра полезного питания» (фирма производит батончики без сахара Bono). Отметим, что Воля с 2019 года занимается также брендом одежды Volя Wear (одна из его вариаций выглядит так), а с 2023 — вместе с женой запустил «Всегазин».
Выручка производителя одежды в 2024 году была следующей: ООО «ВОЛЯ ВЕАР» заработало 10 млн рублей, фирмы жены — 2,5 млн. «Всегазин» тоже экономически вырос (его выручка составляла 49 млн рублей), однако юрлицо в 2025 году решили ликвидировать. Видимо, из-за отсутствия прибыли.
Рузиль Минекаев, ставший популярным после сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», имеет более 1,2 млн подписчиков и успешно занимается собственной коммерцией. В 2023 году вместе с партнером по фильму Леоном Кемстачем он организовал выпуск чипсов и иной продукции под брендом «Эу, пацан». В 2024 году выручка фирмы оценивалась почти в 550 млн рублей! Кстати, бренд «Эу, пацан» зарегистрирован в Роспатенте.
Актер и шоумен Михаил Галустян (14,3 млн подписчиков) является создателем и руководителем собственного Продюсерского Центра. Его выручка в 2024-м составила всего 3,1 млн рублей. Также в активах у Галустяна — ООО «Фреш-Фильм» (в прошлом году компания получила 234 млн рублей) и ООО «Кому Люлей» (у нее — нулевые показатели, хотя проект и ориентирован на развертывание сети ресторанов фастфуда). Отметим, что у Галустяна есть несколько товарных знаков (и «Кому Люлей» в этот список не входит).
Актер Сергей Светлаков (1,8 млн подписчиков), имея в активе всего два бренда (свое имя и товарный знак «Polosa»), является собственником миллиардного бизнеса — ООО «Студия Свердловск». Ее основная направленность — производство фильмов и телевизионных программ.
Товарный знак, принадлежащий Светлакову Сергею Юрьевичу
Подробнее о других зарегистрированных брендах шоуменов, вышедших из КВН и ставших артистами, — здесь.
У актрисы и певицы Полины Гагариной (9 млн подписчиков) сразу три юрлица:
- первое — общество с ограниченной ответственностью «Полина Гагарина», занимающееся культурно-развлекательной деятельностью. В 2024 году коммерческий проект получил выручку в размере почти 250 млн рублей (по другим данным — 215 млн), а чистая прибыль составила 42 млн;
- второе — ООО «Гагараэвент». Ее выручка за тот же период оценивается в 161 млн рублей;
- третье — ООО «Джейси-Гагараком». Эта корпорация получила в прошлом году 43 млн рублей.
Всего по трем компаниям у Гагариной — выручка оценивается в 454 млн рублей, прибыль — в 44 млн.
Товарный знак, зарегистрированный за Полиной Сергеевной Гагариной.
Некоторые артисты, став популярными в соцсетях, бизнесом напрямую не интересуются. Например, Валентина Ляпина (94 тысячи подписчиков), появившаяся в роли Принцессы («Бременские музыканты»), развивает преимущественно актерскую карьеру, хотя, как она сама признавалась в интервью, не забывает помогать родителям: они у нее — руководители детской школы уличных танцев.
А зарубежные?
Они идут по такой же модели.
Селена Гомес (420 млн подписчиков), ставшая известной в 2002 году, занимается косметическим производством: ей принадлежит проект Rare Beauty, зарегистрированный как товарный знак во многих странах мира.
Аналогичная ситуация — у Арианы Гранде (375 млн подписчиков): ее r.e.m beauty принесла предпринимательнице к 2020 году более 70 млн долларов.
Ким Кардашьян (почти 360 млн подписчиков) имеет непосредственное отношение к компании Skims, занимающейся выпуском нижнего белья для мужчин и женщин.
Рианна (около 150 млн подписчиков) занимается сразу двумя крупными проектами: Fenty Beauty и Savage x Fenty. Этот бизнес принес певице и актрисе больше миллиарда долларов.
У Дуэйна Джонсона (больше 390 млн подписчиков) в портфеле брендов: алкоголь Teremana, спортивная одежда Project Rock (созданная совместно с Under Armour) и энергетические напитки. Его актерский заработок в 2024 году оценивается экспертами Forbes в 88 млн долларов. Кстати, почетное второе место в этом рейтинге — у Райана Рейнольдса (85 млн). Актер, имея солидную фан-базу (более 52 млн подписчиков в соцсетях), владеет футбольным клубом вместе со своим другом. Отметим, что интересы артиста, изобразившего Дэдпула, простирались далеко за пределы подобного вида спорта. Так, например, в 2019 году предприниматель купил долю сотового оператора. В 2023 году — продал его, заработав на сделке более 300 млн долларов.
Еще один интересный герой списка Forbes — Кевин Харт (актер, на которого подписаны более 177 млн человек). Его доход в прошлом году оценивался в 81 млн долларов. При этом артист тоже не отстает от своих собратьев по цеху: он является создателем компании HartBeat Productions (она снимает проекты для стримингов).
В последние годы — известность в России приобрели турецкие актеры. Кто не проливал слез, смотря «Зимородка» и перипетии героев «Постучись в мою дверь»! К слову, артисты из этой страны ближнего востока — не только активные пользователи соцсетей, но и яркие бизнесмены.
Вот турецкий актер Бурак Озчивит, имеющий больше 26 млн подписчиков. Мало кто знает, но у него есть свое семейное дело, работающее под брендом Balibey Doner. Кстати, этот товарный знак прямо перекликается с именем персонажа Малкочоглу Бали-бей, чью роль исполнил Бурак в сериале «Великолепный век».
Еще один актер — Мустафа Мерт Коч. У него миллион подписчиков. И собственное дело — Koc Holdang (фирма выпускает автомобили и технику).
У Демет Оздемир, снявшейся в «Меня зовут Фарах» и «Ранней пташке», — 16 млн подписчиков. Как сообщали глянцевые издания в 2023 году, актриса тоже, ориентируясь на опыт других звезд турецкого шоу-бизнеса, стала вкладываться в предпринимательские проекты, развивая собственные ночные клубы в разных частях страны.
Эта практика, когда актеру становятся важны соцсети, распространяется исключительно на бизнес-модели?
Нет. Такая политика — теперь применяется и при подборе на роли.
Если актер никак не фиксируется публично, ведет скрытый образ жизни, то его могут и не пригласить в фильм или сериал.
«Я говорила, что хочу удалить [соцсети] и некоторые режиссёры мне говорили: "Знаешь, когда я утверждаю актёров на фильм с продюсерами, мы считаем общую цифру подписчиков всех актёров. Поэтому если ты удалишь свой аккаунт, я потеряю твоих подписчиков и должен буду их добрать подписчиками других актёров"», — рассказывала звезда «Очень странных дел» Майя Хоук.
Такие своеобразные подходы продюсеров подтверждает и режиссер «Мстителей» Джо Руссо. В одном из интервью он заявил, что несколько лет назад на кастинге отказали кандидату на роль в сериале «Игра престолов». Причина — он не набрал до необходимых 100 тысяч подписчиков.
Руссо подчеркивал, что хотя эта практика ведения дел неправильна, однако в ближайшем будущем ничего меняться не будет: «… актеры, которые в знак протеста удаляют аккаунты в социальных сетях, сильно вредят своей карьере».