Раскрутка бренда в Китае: как это было в конце XX века

МС
Максим Смоляров

Китайская промышленность сейчас — это хоть и замедляющийся, но все еще локомотив мировой экономики. До недавнего времени причиной быстрого роста была политика Компартии. Еще в период председательства Дэн Сяопина для зарубежных компаний устанавливался режим наибольшего благоприятствования. Транснациональным корпорациям стало выгодно размещать производство в Поднебесной. Китай стал всемирной фабрикой, на которой производилось буквально все: от игрушек и одежды до смартфонов и компьютеров. 

Иностранные коммерсанты, локализуя отдельные части сборки тех или иных моделей на территории Поднебесной, преследовали вполне объективную экономическую и политическую цель: во-первых, снизить операционные расходы на содержание работников; во-вторых, сохранить экологию своих территорий. Последствия таких шагов были просчитаны далеко не сразу: китайцы, получив доступ к технологиям производства лучших иностранных разработок в высокотехнологических сферах, сформировали собственную материальную базу практически во всех отраслях.

Вполне очевидно, что идеологические истоки такой прагматической политики уходят своими корнями глубоко в прошлое, когда в КНР впервые стали создаваться эффективные инновационные базисные предприятия. Рассмотрим историю продвижения брендов некоторых из них.

Huawei («достижение Китая»)

Компания была создана в конце 80-хх годов Женем Чжэнфэем — выходцем из Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Изначально фирма занималась перепродажей автоматических телефонных станций по линии Гонконг-Китай.

Так как спекуляция не входила в планы основателя компании (он мечтал построить бизнес, который будет успешно противостоять зарубежной IT-экспансии), то через три года после создания фирма, собрав команду из 500 человек, начинает собственные научные разработки, пытаясь создать эффективный коммутатор передачи сигнала. В 1993 году эта работа была завершена — коммутаторы C&C08 (кстати, лучшие на китайском рынке) устанавливают в небольших городках. На предлагаемое эффективное решение обратили внимание в правительственных структурах: они заключили с молодой компанией контракты на поставку оборудования для армии, а с 1995 года — начинают проект развития телекоммуникационных сетей в общегосударственном масштабе. О том, что было дальше, мы писали в этом материале

ZTE

Компания создана в 1985 году изначально для обеспечения нужд упомянутой выше НОАК (аэрокосмос, связь). Первый крупный проект — 68-канальная аналоговая офисная АТС. В 1993 году создается цифровая АТС, высоко оцененная китайским отделением UN Technological Information Promotion System. В 1996 году ZTE выдвигает концепцию «трех направлений», цель которых — развитие комплексных продуктов, включающих операторское и абонентское оборудование, обеспечение связью внутреннего рынка, выход на зарубежные площадки.

Попытка создать первый общекитайский негосударственный поисковик данных

Джек Ма (основатель будущей Alibaba Group) начинал в 90-е годы как обычный предприниматель, главным преимуществом которого было знание английского языка. Окунувшись в мир интернета, Ма решил своими силами (не зная языков программирования) сделать отдельный сайт-поисковик по крупнейшим китайским организациям (своего рода «желтые страницы»). Созданное предприятие показало неплохие результаты: компанию вскоре вобрала в себя государственная China Telecom, а Ма неплохо заработал, после чего не за горами было создание Alibaba

Автомобильный рынок

В 80-90-е годах происходит переформатирование китайской системы производства транспортных средств: автогиганты, расширяя производство, начинают конструировать новые модели, используя в качестве технологической основы зарубежные исходники. Появляется первый Chery — на базе агрегатов от поставщиков Volkswagen; Geely (Number 01) — перелицованная «сотка» Audi в кузове C3; Lifan (Breez) — на основе Citroen ZX 1991 года.

Выводы

Таким образом, как мы видим, китайская система создания бизнеса имеет несколько направлений развития:

  • первый — совсем не совпадает с западной: определенный инициатор (инноватор) начинает формирование вокруг себя бизнес-среды, он делает некую программу или объект, представляющий интерес со стороны государства. Власти, оценив качество предоставляемого им сервиса , поддерживают предпринимателя контрактами, что автоматически приводит к расширению объемов производства, а гигантский рынок сбыта позволяет развивать созданный бренд в разных плоскостях, занимая новые ниши;
  • второй — некий гражданин, заряженный определенной идеей по изменению мира к лучшему, программирует революционный продукт, позволяющий успешно функционировать и конкурировать в определенной нише. Это дает ему стартовый капитал (имя и деньги) для дальнейшей продуктивной раскрутки;
  • третий — используя зарубежный опыт и комплектующие, делается попытка скопировать оригинал. Полученное либо становится популярным у клиентов, либо теряет свои позиции из-за слабой технологической подготовки и нерентабельности используемых для конструирования агрегатов;
  • четвертый — публичная коммерческая компания с государственным капиталом создается для решения определенного круга военных (узкоспециализированных) задач: постепенно расширяясь, она занимает сопряженные ниши, обладая финансовой подпиткой со стороны государства. 

Примечательно, что все упомянутые выше пути предполагали довольно активную защиту интеллектуальной собственности: начиная с регистрации имен создаваемых брендов и заканчивая патентованием каждого винтика и узла. С тех пор много что изменилось. Нынешний председатель КНР уже настроен не так дружелюбно по отношению к западным партнерам, но китайцы продолжают массово патентовать все и вся не только у себя в стране, но и в других юрисдикциях. И в первую очередь в США. Такие вот парадоксы госкапитализма. 

МС
Максим Смоляров
90
+1
90
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.