Почему так важно регистрировать товарные знаки

Любовь Шелонина

Для чего нужен товарный знак?

Регистрация в Роспатенте при запуске бизнеса дает защиту от исков в суде, повышает доверие к бренду и открывает возможность использования символа ®, а также запуск продажи франшиз. При наличии зарегистрированного товарного знака в разы проще добавлять товар на крупные интернет-площадки. 

В то же время сегодня размер компенсации за незаконное использование чужого товарного знака составляет от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Если вы зарегистрируете товарный знак, то станете его единственным правообладателем, в то время как незарегистрированное название может использоваться любым участником рынка. 

Что произойдет, если не успеть зарегистрировать товарный знак?

История судебных споров знает немало случаев использования чужого названия. В процессе судья решает, насколько похожи два товарных знака и делает вывод о компенсациях. Этот процесс можно назвать творческим, ведь приходится учитывать, узнают ли товарный знак люди, сколько времени и где он используется. Нарушением прав признаются случаи, когда обе компании трудятся в одной или смежной сферах бизнеса.

Что ждет нарушителей прав на товарный знак?

Нарушитель будет обязан возместить убытки в формате упущенной выгоды, ведь если кто-либо пользуется вашей идеей, вы тем временем теряете клиентов и денежные средства.

Если на товарах было изображение уже зарегистрированного товарного знака, они признаются контрафактными и подлежат полному уничтожению за счет правонарушителя. То же правило касается визиток, вывесок, рекламных материалов и других вспомогательных предметов для бизнеса.

А в некоторых случаях возможна и ликвидация недобросовестной компании. Ведь помимо компенсации нарушителя могут обязать прекратить заниматься деятельностью, нарушающей чужие права.

По каким признакам можно понять, что нарушаются ваши права?

Совсем не обязательно, чтобы конкурент использовал точно такое же слово для своей продукции — если в теории потребитель может спутать два названия, правонарушение имеет место. Такой инцидент в суде именуют сходством до степени смешения. Вспомним судебный спор компаний «Маникюр в 4 руки» и «4 hands», продлившийся целых три года. Предметом противостояния стали «4 руки» в названии.

В 2015 году компания «4 hands» обладала десятью собственными салонами красоты и пятнадцатью франшизными. Название, согласно мнению истца, могло запутать клиентов: желающие сделать маникюр и педикюр могли записаться в «Маникюр в 4 руки», ошибочно полагая, что идут в 4 hands. Тогда компания-истец наняла патентного поверенного, чье исследование доказывало основательность доводов 4 hands. Сеть салонов запросила 600 тысяч рублей компенсации за нарушение права на товарный знак, а также потребовала запретить использование названия и удалить отовсюду логотип.

Незадолго до разбирательства ответчик «Луч: маникюр в 4 руки» обратился с заявкой на регистрацию товарного знака в Роспатент, а пока принималось решение, прошло три суда.

Первый арбитражный суд установил, что нарушение действительно было, хотя, согласно экспертизе ответчика, прав был именно он. Для разрешения спора суд обратился к независимому эксперту, которого искали целых три месяца. Логикой в суде стала следующая цепочка рассуждений: «Маникюр в 4 руки» оказывает те же услуги, что и компания «4 hands», а выражение «4 руки» и «4 hands» в названии очень похожи. Суд постановил: иск удовлетворен, ответчика ждет выплата компенсации, а название «Маникюр в 4 руки» будет под запретом.

Однако так просто дело не закончилось. Была подана апелляция, и состоялся суд второй инстанции. Ответчик объяснил свою позицию так: «в 4 руки» показывает способ нанесения маникюра и никак не отличает его на фоне остальных салонов, так что никто не может регистрировать это словосочетание на себя. Суд произвел повторную экспертизу, которая подтвердила работу независимого эксперта из первого суда.

«Луч: маникюр в 4 руки» пошел ва-банк и обратился к единственному в России суду по интеллектуальным правам. Очередной суд постановил, что два предыдущих были правы и «4 руки» имеют схожесть с «4 hands», а регистрация в Роспатенте вообще не имеет отношения к делу.

У ответчика оставалась последняя надежда — на регистрацию товарного знака в Роспатенте. Верховный суд, третий по счету, также не был на стороне «Маникюра в 4 руки».

Что случилось с заявкой на товарный знак во время ожесточенных споров в суде? Парадоксально, но все же — Роспатент зарегистрировал товарный знак «Луч: маникюр в 4 руки», установив, что с «4 hands» он сходства не имеет. Ответчик не хотел останавливаться и решил снова обратиться в суд с учетом решения Роспатента. Пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам остался на стороне предыдущих судов.

Чем закончилось дело? Салон «Маникюр в 4 руки» обязали выплатить 600 тысяч рублей за использование чужого товарного знака, плюс 261 617 рублей, покрывающих затраты истца на юристов, а также прибавим в эту сумму затраты на государственные пошлины и экспертизы. Итого дело обошлось ответчику в миллион.

Если вы не хотите стать ответчиком в суде и потерять массу денежных средств на юристов, то обязательно зарегистрируйте товарный знак — если бы салон «Маникюр в 4 руки» задумался об этом заранее, то история судов длиной в три года с ним не случилась. Проверить знак вначале бизнеса гораздо проще и дешевле, нежели разбираться с последствиями и доказывать свою правоту в суде.

Товарным знаком защищаются не только названия, но и картинки. Так, компания «Мегафон» однажды разместила у себя на сайте изображение «Ждуна» — можно понять это действие, ведь вирусные мемы привлекают внимание клиентов. Но беда была в том, что «Ждун» оказался зарегистрированным товарным знаком, и суд обязал «Мегафон» выплатить 8,6 миллионов рублей за использование разлетевшегося по интернету мема.

Какие действия нужно предпринять, чтобы зарегистрировать товарный знак и обезопасить себя от судов?

Для начала — проверить товарный знак на уникальность. На нашем сайте вы можете это сделать бесплатно и быстро. Если наименование уже используется в вашей нише бизнеса, то его нельзя использовать. Главную роль здесь играет МКТУ  — Международная классификация товаров и услуг. Допускается использование одного названия двумя компаниями, но в разных классах — эту информацию можно найти в свидетельстве на товарный знак.

Вторым шагом будет оплата госпошлины за проверку документов, причем если вы подаете заявку в интернете, ее стоимость будет на 30% ниже.

Затем нужно заняться подготовкой документов — вам потребуется заявка на регистрацию товарного знака и согласие на обработку персональных данных.

После того как Роспатент даст положительный ответ, остается оплатить госпошлину за регистрацию товарного знака и дождаться отправки свидетельства заказным письмом.

На всех этапах вы можете воспользоваться услугами, указанными на нашем сайте — это сократит рутину и будет являться гарантией для вашего бизнеса.

Читайте в нашем журнале: 

Конкурент использует ваш бренд. Как и в каких случаях его можно остановить?

История Kodak: от гиганта фотоиндустрии до банкрота

Швейной машинке Singer 170 лет: как Исаак Зингер создал один из главных бытовых приборов прошлых веков

Особенности регистрации имен собственных в качестве товарных знаков

Любовь Шелонина
95
+1
95
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.