Родом из восьмидесятых: история создания и развития ABBYY

МС
Максим Смоляров

Компания ABBYY была основана на закате Советского Союза в 1989 году. Называлась она изначально BIT Software, а общеизвестное ABBYY появилось у нее только в 1997 году.

Начинали с малого

Основатель фирмы  — Давид Ян  — совместно со своим другом Александром Москалевым, обучаясь на последних курсах МФТИ, придумали и сделали электронный словарь на 5 тысяч слов, 15 экземпляров которого позже продали по 700 рублей.

Ян потом вспоминал в интервью Forbes: «В результате мы заработали солидные по тем временам деньги. Правда, часть из них мы вернули в счет займа. Центр научно-технического творчества молодежи (сегодня он назывался бы бизнес-инкубатором) одолжил нам 3000 рублей. В то время 3000 рублей — это практически годовая зарплата моего отца, профессора, известного физика. Это была большая ответственность, большая психологическая нагрузка, потому что в середине нашей работы мы вдруг обнаружили, что есть много конкурентов, много готовых словарей».

Основным конкурентным преимуществом созданного ПО Ян считает технические возможности программы: словарь занимал всего 3 килобайта в оперативной памяти, что было идеальным вариантом для операционки того времени.

В 1992-1993 годах, получив успешную отдачу от реализации первого продукта, компания презентует еще два важных проекта  — сначала внедряют корректор орфографии, затем  — ПО для распознавания электронного текста (знаменитый FineReader).

Эти проекты, отмечал позже Ян, тоже стали успешными финансово: все последующие разработки финансировались за собственный счет без заемных средств.

В 1997 году компания официально переименовалась, став ABBYY. Тогда же была подана заявка на одноименный товарный знак.  

Почему ABBYY? В интервью Ъ Ян рассказывал, что это слово ему подсказали лингвисты. Исходно оно означает «ясный глаз» (а это, как подчеркивал бизнесмен, прямо ассоциируется с главным продуктом, производимым компанией).

Что было дальше?

Фирма, сформировавшись в России, стала постепенно завоевывать и иные рынки, меняя подходы к форматам управления.

С 1997 года руководителями фирмы становятся приглашенные директора (при этом начинает действовать правило: если топ-менеджер внес существенные позитивные изменения в ABBYY, то его премируют акциями).

В 1999 году офис корпорации был открыт в США. Его руководителем стал тайванец Дин Тан, который имел связи в среде владельцев компаний-производителей гаджетов. Дин Тан договорился с ними о том, чтобы флагманские продукты ABBYY поставлялись на рынок предустановленными вместе с техникой Acer, Epson, Canon и другими. Эта концепция, отмечает Ъ, себя оправдала: зарубежный пользователь привык к программе из России.

Создатель отходит от ABBYY

Успешность развития ABBYY спровоцировала Яна на достаточно неоднозначный шаг: он решил презентовать публике новый карманный компьютер, назвав его Cybiko. Гаджет, позволявший его владельцам общаться на расстоянии 150 метров, быстро покорил Америку, но потом также быстро исчез по нескольким причинам: во-первых, инвесторы, вложившие деньги в проект, вышли из него, так как в 2001 году в США грянул крах доткомов; во-вторых, примерно в это же время в мире начинается бум дешевой сотовой связи и SMS-общения.

Неудача не остановила Яна от дальнейших попыток создать какой-нибудь инновационный проект.

Бизнесмен переключается сначала на флэшмобы и ресторанный бизнес (пытаясь, кстати, совместить свои познания в сфере ПО и увлечение кулинарным делом — совместно со своим другом делает программу, позволяющую управлять кафетерием), а потом, в 2017 году, основываясь на своем опыте коммуникации, разрабатывает еще одно интересное ПО  — Yva.ai. Эта система занималась первоначально планированием задач на основе анализа электронных писем, затем  — способом оценки поведения сотрудников корпорации (как рассказывали позже «Ведомости», стартап на основе нейросетей позволял повышать благополучие сотрудников организаций, снижать текучесть кадров и развивать лидерские качества в команде). В 2022 году стало известно, что Yva.ai продали Visier (одному из крупнейших международных лидеров в сфере HR-аналитики).

А что в это же время происходило с ABBYY?

Она расширялась.

В 2004 году компания стала партнером крупнейшей российской конференции по компьютерной лингвистике.

В 2006-2009 годах фирма активизировала свою работу на Востоке, открыв офисы в Японии и на Тайване.

В 2012 году компания приобрела американскую фирму Connective Language Services. В сентябре — Digital Documents (клиентами последней, как отмечает CNews, были: ведущий поставщик медицинского оборудования в США, крупнейшая розничная сеть по продаже аксессуаров и ювелирных изделий, Центр для талантливой молодежи Университета Джона Хопкинса). Стоимость сделки не раскрывалась.

В 2016 году ABBYY запустила сервис оценки качества образования. Платформа, чье содержание включает контрольно-измерительные материалы, позволяла быстро планировать мониторинговые работы, устанавливать сроки, списки участвующих образовательных организаций и так далее.

В 2019 году ABBYY купила сайт TimelinePI (он дает возможность замерять и анализировать сформировавшиеся бизнес-процессы в режиме реального времени, формируя своеобразную «карту» сложностей в производительности тех или иных сотрудников).

В 2022 году фирма  выделила российский бизнес из своей системы. Теперь он называется Content AI. При этом огромный патентный портфель ABBYY остался за головным американским офисом. А это более 90 патентов на изобретения, среди которых основные программы и методы, созданные за десятилетия. Кстати, Давид Ян, как и Стив Джобс, любил указывать себя в качестве соавтора того или иного изобретения. Вот типичный патент корпорации — №2571373 «Метод анализа тональности текстовых данных». Примечательно, что названия своих самых популярных программ оформлялись как товарные знаки еще с первых лет работы. Так, заявка на товарный знак Finereader была подана аж в 1993 году! При товарные знаки предприятия каждый раз продлевались.   

Особенность финансовой политики ABBYY. Одна из особенностей ABBYY — это то, что все сделки, совершаемые топ-менеджментом фирмы, публично нигде не отображаются: СМИ не знают стоимости заключенных контрактов, их требований, условий и так далее.

Соответственно, нет и данных о финансовых показателях ABBYY: информация о доходно-расходной части предоставляется исключительно создателями компании и ее основными руководителями в интервью крупнейшим деловым изданиям. 

Как ABBYY помогает бизнесу?

Упомянутый выше FineReader используется, например, ПСБ. Банк предоставил клиентам услугу автозаполнения реквизитов для платежных поручений в личном кабинете. При помощи сканов и фото счетов, загружаемых в нескольких популярных форматах хранения изображений, клиенты без затрат времени на перепечатку длинных реквизитов могут за несколько секунд заполнить до 17 полей документа, сформировав платежное поручение.

ABBYY FlexiCapture Engine позволяет создавать клиенту с нуля как рабочие станции, так и сложные серверные решения.

ABBYY Recognition Server обрабатывает документы, полученных со сканера, МФУ или по факсу, конвертируя их в один из популярных форматов (PDF, HTML, MS Word).

Все услуги нашей компании по защите вашей интеллектуальной собственности вы можете найти здесь.    

МС
Максим Смоляров
355
+1
355
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.