Как оформлялись и регулировались товарные знаки в царской России

АА
Александр Артамонов

Система товарных знаков в России начала формироваться еще в середине XVIII века, и окончательно сложилась за два десятилетия до революции. Обозначения того периода совсем не похожи на современные — их эстетика кажется далекой и давно утраченной. Тем не менее, они выполняли точно те же задачи, что и сегодня — индивидуализировали товар и привлекали потребителя. Маркетинговые механизмы на российском рынке вовсю работали задолго до того, как это слово пришло в русский язык. Рассказываем и показываем историю торговых марок дореволюционной России.

Начало: клейма, штемпели и подписи

Первая система обозначений, напоминающих товарные знаки, появилась в Российской империи еще в 1753 году, когда Сенат издал указ об обязательном клеймении продукции ткацких и суконных мануфактур. Обычно такие клейма выглядели неказисто и представляли собой вышитую или напечатанную аббревиатуру, которая предназначалась в первую очередь для информирования торговца или налогового инспектора. 

Впрочем, уже тогда коммерческие обозначения использовались и для того, чтобы привлечь покупателя. К примеру, на дорогих шелковых тканях, которые вручную создавали на Фряновской мануфактуре (Московская область), указывалось не только название предприятия, но и имя мастера — это делало творение авторским. Аббревиатура на первом снимке  — это «Фабрика Коллежского Советника Ивана Лазаревича Лазарева В Селе Фрянове». На втором фото указано имя мастера, изготовившего ее. Эта драпировка, сделанная в 1799-1801 годах, украшает стены одной из комнат Екатерининского дворца в Царском селе. 

В 1783 году на смену клеймам пришли штемпели, которые должны были обязательно иметься у каждой фабрики и мануфактуры. Отдельная номенклатура была у обозначений железоделательных заводов. Некоторые из них обозначались литерами, например Синячихинский или Ягошинский.

Другие использовали символы, как Екатеринбургский и Верх-Исетский: 

В 1830 году был принят закон о клеймении, который отменил его обязательный порядок, но дал торговые преференции помеченным продуктам — их оборот было легче контролировать и облагать налогами.

Незаконное использование чужого клейма или его подделка наказывались. При этом ставить клейма могли лишь купцы и промышленники из первой и второй гильдии — то есть крупные предприниматели. А кустари, мелкие ремесленники или сельскохозяйственные производители такого права были лишены. 

Появление товарного знака и его регулирование

Первый полноценный закон в этой сфере — «О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)», был принят в 1896 году. Именно он впервые ввел в обиход само понятие товарного знака, установил исключительное право на него и порядок регистрации и использования. 

Товарные знаки регистрировали эксперты департамента торговли и мануфактур министерства промышленности, которые проверяли их на оригинальность и уникальность. Свидетельства о праве на знак выдавались на срок до десяти лет, потом их можно было продлить. Зарегистрировать его мог любой производитель независимо от сословия. Использование чужого товарного знака наказывалось конфискацией товара и тюремным заключением на 4-8 месяцев.

Товарные знаки в Российской империи могли быть лишь комбинированными — в них обязательно должны были присутствовать и графический элемент, и название производителя, и место изготовления. В законе перечислялись допустимые формы товарных знаков: клейма, тавры, печати, пломбы, капсюли, метки (вытканные и вышитые), этикетки, виньетки, девизы, ярлыки, обложки, рисунки оригинальных видов упаковки, и так далее. Поэтому если сегодня товарный знак — это чаще один небольшой элемент этикетки товара, то до революции им обычно становилась вся этикетка целиком. 

Некоторые виды товаров, такие как алкоголь, лекарства, дрожжи, сахар, спички, табачные изделия и маргарин должны были обязательно помечаться товарным знаком. Остальные — по желанию.

Медали и гербы: маркетинговые уловки имперской эпохи

Огромное значение в маркетинге той эпохи играли выставки продуктов. Если компании удавалось стать призером, она обязательно размещала маленькую медальку в честь этого на своих товарных знаках. Этикетка этого пива от виленского завода Ильи Липского гордо сообщала о победе в восьми конкурсах, в том числе и о серебряной медали международной выставки в Бордо 1895 года. 

Сегодня в товарных знаках запрещено использовать государственные символы без разрешения геральдического совета. Но в дореволюционной России имперским орлом обозначали продукцию казенных компаний. Кроме того, право поместить на знак государственный герб даровали и некоторым частным производителям — призерам выставок и поставщикам императорского двора. 

Значок «поставщик императорского двора» служил доказательством высшего качества и был настолько полезен с маркетинговой точки зрения, что некоторые компании ради него были готовы поставлять свою продукцию царю бесплатно. При этом  статус поставщика мог пересматриваться ежегодно, и каждый год считался отдельной победой. Вот, к примеру, довольно авангардный товарный знак галошной мануфактуры, которой четырежды удавалось продать свою продукцию монаршьему двору.

А вот этикетка Прохоровской Трехгорной мануфактуры в Москве, богато украшенная всеми возможными регалиями.

Если российская компания становилась поставщиком двора другого монарха — ее товарный знак об этом тоже обязательно сообщал. К примеру, фабриканты Заголдины, которые производили премиальные ткани на фабрике в Сергиевом Посаде, гордились тем, что их товары покупает черногорский король Никола Петрович.

Особый стиль имели ярлыки и товарные знаки текстильных фабрик. Во многом он сложился благодаря Морозовым — одной из богатейших семей Российской Империи, владевшей крупнейшей тканевой мануфактурой в стране. 

В центре товарного знака текстильной мануфактуры всегда красовался черно-белый рисунок дымящей трубами фабрики. По краям размещались названия компании на иностранных языках: персидском, армянском, арабском, идише и грузинском — они предназначались для не владеющих русским языком клиентов компании на территории Империи и за ее пределами. Вот, к примеру, ярлык никольской мануфактуры в Орехово-Зуево. 

В первые десятилетия советской власти законодательство о товарных знаках почти не менялось. Поэтому знаки того периода отличаются по дизайну, но подчиняются тем же канонам — обязательно была и картинка, и название места расположения производства, и название компании. 


Подробнее о советском подходе к товарным знакам мы расскажем в следующем тексте. 

Читайте в нашем журнале: 

Конкурент использует ваш бренд. Как и в каких случаях его можно остановить?

История Kodak: от гиганта фотоиндустрии до банкрота

Швейной машинке Singer 170 лет: как Исаак Зингер создал один из главных бытовых приборов прошлых веков

Особенности регистрации имен собственных в качестве товарных знаков


АА
Александр Артамонов
351
+1
351
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.