Рестораны Tesla и виртуальный мир Nike: для каких нетипичных товаров и услуг ?регистрируют торговые марки ??зарубежные компании

МА
Мария Апатенко, редактор журнала

Любая заявка на регистрацию товарного знака содержит информацию о том, в отношении каких товаров и услуг компания планирует использовать свой бренд. Наиболее распространенные сгруппированы в 45 классов Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Например, торговые марки Tesla, как и других автопроизводителей, практически всегда регистрируются для товаров 12-го (транспортные средства и детали) класса МКТУ. В случае с Nike это будет 25-й класс (обувь, одежда, головные уборы), а в заявках IT-компаний  — 9-й класс (аппараты, оборудования, компьютерные программы).

Крупные корпорации часто хотят охватить как можно больше классов МКТУ, чтобы избежать появления на рынке любого товара с похожим брендом. Так, некоторые торговые марки немецкого автоконцерна Volkswagen зарегистрированы для товаров и услуг всех классов МКТУ. Иногда компании регистрируют свои торговые марки для определенных товаров и услуг не из самой характерной для них сферы. Обычно это указывает на планы по расширению бизнеса или коллаборацию с другими брендами для выпуска разных товаров. Рассказываем, у каких известных компаний есть такие товарные знаки. 

Tesla: рестораны, пиво и текила 

В июне 2021 года стало известно, что компания Илона Маска подала в Ведомство по патентам и товарным знакам США (USPTO) три заявки (1,2,3) на регистрацию торговых марок. В заявках был указан 43-й класс МКТУ, в который входят услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками. Tesla регистрирует свои товарные знаки для ресторанов, поп-ап ресторанов, точек питания с самообслуживанием и едой навынос. Илон Маск ранее говорил о планах открыть придорожное кафе рядом с новой зарядной станцией в Лос-Анджелесе.

В октябре Маск заявил, что его компания будет выпускать пиво под брендом Giga Beer, которое будут разливать на европейской фабрике Tesla под Берлином. Напиток планируют выпускать в бутылках, форма которых напоминает очертания кузова электрического пикапа Cybertruck. Tesla уже подала заявки на регистрацию торговых марок Giga Beer и Giga Bier для товаров 32-го класса МКТУ.

В ноябре 2020 года на сайте Tesla в разделе «Магазин» появилась текила. Бутылка Tesla Tequila в форме молнии объемом 750 мл стоила 250 долларов. Заявка на регистрацию товарного знака Tesla для алкогольных напитков (33-й класс МКТУ) была подана еще в феврале 2020-го. Ранее компания подавала заявку на регистрацию обозначения Teslaquila. Обе заявки признаны отозванными.

Netflix: продукты под брендами «Бумажный дом» и «Игра в кальмара»

Компания Netflix регистрирует товарные знаки с названиями своих проектов. Чаще всего указан 41-й класс МКТУ (воспитание, образование, производство и создание фильмов). Названия популярных сериалов регистрируются также для более широкого перечня товаров и услуг. В первую очередь это печатная продукция (16-й класс), одежда (25-й класс) и игрушки (28-й). Правовая охрана товарных знаков с названием самых успешных проектов Netflix распространяется также на косметику и продукты питания. Так, cо стриминговым сервисом сотрудничал бренд NYX, который выпустил несколько коллекций, вдохновленных сериалами «Бумажный дом» или «Леденящие душу приключения Сабрины».

Осенью Netflix подала заявки на регистрацию торговой марки Squid Game («Игра в кальмара») в Европе, США и России для косметических и гигиенических средств (3-й класс), для хлебобулочных и кондитерских изделий, жевательных резинок, кофе, чая и какао и других продуктов (30-й класс), а также для ресторанов и закусочных (43-й класс). Похожий перечень товаров корпорация указывала в заявках на регистрацию торговых марок Stranger Things («Очень странные дела») и Bridgerton («Бриджертоны») в США. В ноябре Netflix направила в Ведомство по интеллектуальной собственности Европейского союза (EUIPO) заявку на регистрацию обозначения Casa de Papel («Бумажный дом») для мяса, птицы, рыбы, дичи, молочных продуктов, сухофруктов (29-й класс) и сладостей (30-й класс). 

Coca-Cola: косметика с ароматом популярных напитков 

Бренды компании Coca-Cola считаются одними из самых узнаваемых в мире. Торговые марки корпорации зарегистрированы не только в отношении продукции 32-го класса МКТУ (безалкогольные напитки), у некоторых довольно широкий перечень товаров и услуг. У наиболее известных брендов указаны почти все классы МКТУ. 

Среди зарегистрированных в Европе и США товарных знаков реже всего встречается 3-й класс, который охватывает бытовую химию и косметику. На продукцию этой категории распространяется правовая охрана торговых марок Coca-Cola, Fanta, Sprite, Powerade. У некоторых обозначений перечень товаров ограничен только блесками и бальзамами для губ. Регистрация товарных знаков для конкретного товара, вероятно, связана с тем, что американская компания Markwins Beauty Brands в рамках партнерских отношений с Coca-Cola выпускает под своим брендом Lip Smacker блески и бальзамы с ароматом популярных напитков, используя на упаковках обозначения Coca-Cola, Fanta и Sprite. 

Mentos: конфетные оттенки лаков для ногтей

Товарные знаки компании по производству кондитерских изделий и жевательной резинки Perfetti Van Melle (владеет брендами Mentos, Chupa Chups) зарегистрированы в основном для товаров 30-класса МКТУ (конфеты, леденцы). Но, как и в случае с Coca-Cola, в базе ВОИС встречаются обозначения, зарегистрированные для определенных продуктов 3-го класса МКТУ (косметические средства). Так, в 2020 году Perfetti Van Melle направила в USPTO заявку на предоставление правовой охраны товарному знаку Mentos для лаков для ногтей. В марте 2021 года американская компания Sally Hansen объявила о выпуске специальной коллекции лаков совместно с Mentos.

Nike: известные бренды для метавселенной 

В USPTO можно найти более 800 товарных знаков и заявок от компании Nike. Большинство торговых марок спортивного гиганта зарегистрированы для одежды, обуви и головных уборов (25-й класс МКТУ). В конце октября компания Nike подала семь новых заявок на регистрацию товарных знаков. Среди них — обозначениях Nike, Just Do It, Jordan и логотипы Swoosh и Jumpman. Классы МКТУ (9,35,41-й) и товары с услугами (загружаемые виртуальные товары, компьютерные программы, в которых представлены обувь; одежда, спортивный инвентарь, продажа виртуальных товаров, развлечения) в заявке указывали на планы Nike освоить виртуальное пространство, а спустя несколько недель эти предположения подтвердились. 

В середине ноября стало известно, что Nike объединится с игровой платформой Robolox для создания виртуального мира Nikeland, где пользователи смогут одевать своих цифровых двойников в одежду компании и состязаться на спортивных аренах и стадионах с другими игроками. Виртуальное пространство будет бесплатным, с помощью него Nike собирается тестировать новые продукты и изучать интересы потребителя. Корпорация уже подала заявку на регистрацию бренда Nikeland.

Заглавное фото: Flickr/Chris Hunkeler

Читайте также: 

История Coca-Cola: как компания из Атланты стала лидером рынка безалкогольных напитков

Иконки приложений как товарный знак: ожидание и реальность

История LEGO: недетские споры вокруг конструктора

МА
Мария Апатенко, редактор журнала
20
+1
20
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.