Рестораны Tesla и виртуальный мир Nike: для каких нетипичных товаров и услуг ​регистрируют торговые марки ​​зарубежные компании

#Товарные знаки
МА
Мария Апатенко, редактор журнала

Любая заявка на регистрацию товарного знака содержит информацию о том, в отношении каких товаров и услуг компания планирует использовать свой бренд. Наиболее распространенные сгруппированы в 45 классов Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Например, торговые марки Tesla, как и других автопроизводителей, практически всегда регистрируются для товаров 12-го (транспортные средства и детали) класса МКТУ. В случае с Nike это будет 25-й класс (обувь, одежда, головные уборы), а в заявках IT-компаний  — 9-й класс (аппараты, оборудования, компьютерные программы).

Крупные корпорации часто хотят охватить как можно больше классов МКТУ, чтобы избежать появления на рынке любого товара с похожим брендом. Так, некоторые торговые марки немецкого автоконцерна Volkswagen зарегистрированы для товаров и услуг всех классов МКТУ. Иногда компании регистрируют свои торговые марки для определенных товаров и услуг не из самой характерной для них сферы. Обычно это указывает на планы по расширению бизнеса или коллаборацию с другими брендами для выпуска разных товаров. Рассказываем, у каких известных компаний есть такие товарные знаки. 

Tesla: рестораны, пиво и текила 

В июне 2021 года стало известно, что компания Илона Маска подала в Ведомство по патентам и товарным знакам США (USPTO) три заявки (1,2,3) на регистрацию торговых марок. В заявках был указан 43-й класс МКТУ, в который входят услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками. Tesla регистрирует свои товарные знаки для ресторанов, поп-ап ресторанов, точек питания с самообслуживанием и едой навынос. Илон Маск ранее говорил о планах открыть придорожное кафе рядом с новой зарядной станцией в Лос-Анджелесе.

Источник: Pixabay

В октябре Маск заявил, что его компания будет выпускать пиво под брендом Giga Beer, которое будут разливать на европейской фабрике Tesla под Берлином. Напиток планируют выпускать в бутылках, форма которых напоминает очертания кузова электрического пикапа Cybertruck. Tesla уже подала заявки на регистрацию торговых марок Giga Beer и Giga Bier для товаров 32-го класса МКТУ.

В ноябре 2020 года на сайте Tesla в разделе «Магазин» появилась текила. Бутылка Tesla Tequila в форме молнии объемом 750 мл стоила 250 долларов. Заявка на регистрацию товарного знака Tesla для алкогольных напитков (33-й класс МКТУ) была подана еще в феврале 2020-го. Ранее компания подавала заявку на регистрацию обозначения Teslaquila. Обе заявки признаны отозванными.

Netflix: продукты под брендами «Бумажный дом» и «Игра в кальмара»

Компания Netflix регистрирует товарные знаки с названиями своих проектов. Чаще всего указан 41-й класс МКТУ (воспитание, образование, производство и создание фильмов). Названия популярных сериалов регистрируются также для более широкого перечня товаров и услуг. В первую очередь это печатная продукция (16-й класс), одежда (25-й класс) и игрушки (28-й). Правовая охрана товарных знаков с названием самых успешных проектов Netflix распространяется также на косметику и продукты питания. Так, cо стриминговым сервисом сотрудничал бренд NYX, который выпустил несколько коллекций, вдохновленных сериалами «Бумажный дом» или «Леденящие душу приключения Сабрины».

Источник: Pixabay

Осенью Netflix подала заявки на регистрацию торговой марки Squid Game («Игра в кальмара») в Европе, США и России для косметических и гигиенических средств (3-й класс), для хлебобулочных и кондитерских изделий, жевательных резинок, кофе, чая и какао и других продуктов (30-й класс), а также для ресторанов и закусочных (43-й класс). Похожий перечень товаров корпорация указывала в заявках на регистрацию торговых марок Stranger Things («Очень странные дела») и Bridgerton («Бриджертоны») в США. В ноябре Netflix направила в Ведомство по интеллектуальной собственности Европейского союза (EUIPO) заявку на регистрацию обозначения Casa de Papel («Бумажный дом») для мяса, птицы, рыбы, дичи, молочных продуктов, сухофруктов (29-й класс) и сладостей (30-й класс). 

Coca-Cola: косметика с ароматом популярных напитков 

Бренды компании Coca-Cola считаются одними из самых узнаваемых в мире. Торговые марки корпорации зарегистрированы не только в отношении продукции 32-го класса МКТУ (безалкогольные напитки), у некоторых довольно широкий перечень товаров и услуг. У наиболее известных брендов указаны почти все классы МКТУ. 

Среди зарегистрированных в Европе и США товарных знаков реже всего встречается 3-й класс, который охватывает бытовую химию и косметику. На продукцию этой категории распространяется правовая охрана торговых марок Coca-Cola, Fanta, Sprite, Powerade. У некоторых обозначений перечень товаров ограничен только блесками и бальзамами для губ. Регистрация товарных знаков для конкретного товара, вероятно, связана с тем, что американская компания Markwins Beauty Brands в рамках партнерских отношений с Coca-Cola выпускает под своим брендом Lip Smacker блески и бальзамы с ароматом популярных напитков, используя на упаковках обозначения Coca-Cola, Fanta и Sprite. 

Источник: Flickr

Mentos: конфетные оттенки лаков для ногтей

Товарные знаки компании по производству кондитерских изделий и жевательной резинки Perfetti Van Melle (владеет брендами Mentos, Chupa Chups) зарегистрированы в основном для товаров 30-класса МКТУ (конфеты, леденцы). Но, как и в случае с Coca-Cola, в базе ВОИС встречаются обозначения, зарегистрированные для определенных продуктов 3-го класса МКТУ (косметические средства). Так, в 2020 году Perfetti Van Melle направила в USPTO заявку на предоставление правовой охраны товарному знаку Mentos для лаков для ногтей. В марте 2021 года американская компания Sally Hansen объявила о выпуске специальной коллекции лаков совместно с Mentos.

Nike: известные бренды для метавселенной 

В USPTO можно найти более 800 товарных знаков и заявок от компании Nike. Большинство торговых марок спортивного гиганта зарегистрированы для одежды, обуви и головных уборов (25-й класс МКТУ). В конце октября компания Nike подала семь новых заявок на регистрацию товарных знаков. Среди них — обозначениях Nike, Just Do It, Jordan и логотипы Swoosh и Jumpman. Классы МКТУ (9,35,41-й) и товары с услугами (загружаемые виртуальные товары, компьютерные программы, в которых представлены обувь; одежда, спортивный инвентарь, продажа виртуальных товаров, развлечения) в заявке указывали на планы Nike освоить виртуальное пространство, а спустя несколько недель эти предположения подтвердились. 

Источник: YouTube-канал Nike

В середине ноября стало известно, что Nike объединится с игровой платформой Robolox для создания виртуального мира Nikeland, где пользователи смогут одевать своих цифровых двойников в одежду компании и состязаться на спортивных аренах и стадионах с другими игроками. Виртуальное пространство будет бесплатным, с помощью него Nike собирается тестировать новые продукты и изучать интересы потребителя. Корпорация уже подала заявку на регистрацию бренда Nikeland.

Источник: YouTube-канал Nike

Заглавное фото: Flickr/Chris Hunkeler

Читайте также: 

История Coca-Cola: как компания из Атланты стала лидером рынка безалкогольных напитков

Иконки приложений как товарный знак: ожидание и реальность

История LEGO: недетские споры вокруг конструктора

Мария Апатенко, редактор журнала
Онлайн Патент
#Товарные знаки
Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!