Мир искусства может подарить бизнесу множество оригинальных и хорошо узнаваемых товарных знаков. Но таких обозначений почти не встретить. Вместе с юристом «Онлайн патента» Ниной Поляковой объясняем, почему товарные знаки держатся подальше от живописи. А также рассказываем, что делать, если поместить на свою этикетку шедевр все-таки очень хочется.
Авторское право и товарные знаки
Почти любое творение человека, в том числе и произведение искусства, защищает авторское право. Оно предполагает, что пользоваться и распоряжаться произведением может лишь его создатель, или тот, кому он передал свои права. Любое коммерческое использование, в том числе и в качестве товарного знака, возможно лишь с разрешения правообладателя. Это значит, что если вы захотите превратить картину живущего сегодня художника в товарный знак, вам придется получить его разрешение — другого пути нет. И вряд ли тот предоставит его вам бесплатно.
Конечно, если вы сами нарисовали картину и хотите сделать из нее товарный знак, никаких проблем не возникнет — разве что кто-то уже подсуетился раньше вас. К примеру, всемирно известный анонимный художник Banksy последние годы пытается зарегистрировать свои произведения в качестве товарных знаков — и это несмотря на то, что в своей книге он писал, что авторские права — «для неудачников». Европейский офис дважды регистрировал его знаки, но затем отзывал их регистрацию по иску магазина, который без разрешения Banksy торгует плакатами и открытками с его работами. Сейчас одну его заявку рассматривают в Норвегии.
С помощью товарных знаков Banksy старается защитить свои творения от незаконного распространения. Почему он не использует инструменты из авторского права? На это есть две причины. Во-первых, если анонимный художник решит подать иск о нарушении своих авторских прав, ему придется раскрыть личность.
Во-вторых, как отмечает Нина Полякова, незаконное использование товарного знака прекратить куда проще, чем незаконное использование объекта авторского права. Правда, и здесь есть загвоздка. «Европейские правоведы выступают против регистрации объектов авторского права как товарных знаков, так как товарный знак — это инструмент, который помогает потребителю ориентироваться на рынке аналогичных товаров или услуг. Чтобы обойти это ограничение, в 2019 году Banksy даже открыл магазин, что показать, что использует свои товарные знаки по прямому назначению — впрочем, регулятор не поверил».
Но вернемся к теории. После того, как автор умирает, права на его произведения переходят его наследникам. Срок защиты их прав — 70 лет с момента смерти. Затем произведения становится общественным достоянием, и любой может использовать их как угодно. Правда, это работает лишь в теории.
Не успели заплатить автору — придется платить музею
Автор картины умер более 70 лет назад, и произведение искусства стало общественным достоянием. Это значит, что можно брать и использовать его в качестве товарного знака? Как бы не так! В таком случае почти во всех странах закон в рамках специального правового режима передает часть авторских прав на произведение музею, в котором оно хранится.
В России это прописано в 54-ФЗ 1996 года «О музейном фонде РФ». Там указано, что коммерческое использование предметов из музейных коллекций, их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев — на практике оно выдается на коммерческой основе. Подпадают под эту статью и товарные знаки.
В чем логика такого регулирования? Все просто — музей тратит силы и средства на поддержание произведения в хорошем состоянии, а также отвечает за свободный доступ к нему. Часто бывает так, что чем известней картина, тем дороже музею ее сохранять и показывать. Поэтому требование делиться с музеем деньгами, заработанными благодаря коммерческому использованию картин, вполне справедливо.
«В связи с тем, что получение подобного согласия имеет свои сложности, регистрации подобных объектов немногочисленны, но они есть», — рассказывает Нина Полякова. Эксперт приводит примеры таких товарных знаков:
- Портрет Петра I для табака;
- «Утро в сосновом лесу» Шишкина для конфет [1], [2];
- «Охотники на привале» Перова на спирт;
- Изображения памятников «Родина-мать — зовет!” и Мамаев курган, принадлежащие музею-заповеднику «Сталинградская битва».
Мы обратились в пресс-службы крупнейших российских музеев с просьбой рассказать о том, приходилось ли им выдавать разрешения на использование изображений из своих коллекций в качестве товарных знаков.
По существу ответил лишь Эрмитаж. Музей сам регистрировал два товарных знака на предметы из своей коллекции — Костромской олень и Солохский гребень, но их защита уже истекла. Об иных товарных знаках с изображениями предметов из его коллекции музею неизвестно.
Кроме того, Гражданский кодекс запрещает регистрацию в качестве товарного знака названий или изображений объектов культурного наследия России. В их список входят исторические здания, театры, музеи, вузы и научные организации.
Что будет, если нарушить правила?
Как отмечает Нина Полякова, в 1990-х и 2000-х годах предпринимателям порой удавалось зарегистрировать товарные знаки с произведениями искусства без санкции музеев — причиной тому была бoльшая лояльность государственных экспертов. Но впоследствии регистрации многих из них были аннулированы после обращения музея в Палату по патентным спорам. Ну а сегодня такой товарный знак просто не зарегистрируют.
Историй о том, как музеи судились с предпринимателями, которые незаконно использовали предметы из их коллекций, предостаточно. Вот некоторые из них, о которых нам рассказал юрист.
В 1999 году ОАО «Омское ликеро-водочное предприятие» зарегистрировало товарный знак с изображением картины Васнецова «Богатыри» — та хранилась в Третьяковке. Дирекция музея согласия на использование изображения картины не давала. В 2005 году Палата по патентным спорам признала правовую охрану этого знака недействительной.
В 2014 году музей-заповедник «Сталинградская битва» подал в суд на предпринимателя из Волгограда, который торговал на улице сувенирами с изображением скульптуры «Родина-мать зовёт!». Тот получил штраф в 25 000 рублей.
В 2015 году владелица московского модного дома Ия Йоц использовала в оформлении своего сайта картину английского живописца Томаса Гейнсборо «Портрет дамы в голубом», которая хранится в Эрмитаже. Музей подал на девушку в суд и потребовал удалить изображение картины с сайта. Все инстанции встали на сторону Эрмитажа, и Йоц пришлось выполнить требования.
Вот еще один любопытный пример. Авторское право может распространяться и на элементы произведений — например, их персонажи. С такой точки зрения нет никакой разницы между «Герникой» Пикассо и Бартом Симпсоном. Или одним из персонажей полотна Пикассо и всем мультсериалом «Симпсоны». Такое положение дел позволила мультипликационным студиям «Союзмультфильм» и «Мельница» (Барбоскины, Лунтик, и другие мультфильмы) зарегистрировать в качестве товарных знаков персонажей своих произведений и агрессивно защищать их, подавая в суд на компании, которые производят продукцию с их изображением. А правообладатели «Смешариков» несколько раз (1, 2) судились с кондитерами, которые делали торты с изображением персонажей мультфильма.
Есть ли лазейки?
Конечно есть!
Во-первых, согласие владельца авторских прав не требуется, если произведение создано гражданином страны, не связанной с Россией договором об авторском праве, и впервые было опубликовано в этой стране.
Россия состоит во всех семи международных договорах об авторском праве. На 2021 год стран, которые не присоединились ни к одному из них, было всего девять: Иран, Ирак, Эфиопия, Сомали, Эритрея, Маршалловы острова, Науру, Палау, и Южный Судан. Теоретически, если вы возьмете картину художника из этих стран и используете ее в своем товарном знаке, никто не сможет привлечь вас к ответственности. Вот только вряд ли вас поймут.
Во-вторых, некоторые известные произведения искусства хранятся не в музеях, а в частных коллекциях. Обычно это второстепенные творения, но среди них можно найти и всемирно известные шедевры — например «Спаситель мира» Да Винчи, «Автопортрет с забинтованным ухом» Ван Гога или «Сон» Пикассо (правда, его творения пока защищает авторское право).
В-третьих, по словам Нины Поляковой, теоретически без согласия художника можно зарегистрировать малоизвестную картину, воспользовавшись тем, что эксперт ее не знает. Но это довольно спорный путь. Ведь автор полотна потом сможет оспорить регистрацию в суде. А выгоды для предпринимателя очень сомнительны — ведь малоизвестную картину не так уж и сложно заменить.
Наконец, как отмечает юрист, Гражданский кодекс запрещает использовать в товарных знаках даже фрагменты произведений искусства, защищенных авторским или музейным правом, но никак не ограничивает доработки. Вот примеры таких знаков:
- черно-белый Александр Невский, очевидно, вдохновленный картиной Павла Корина;
- Петр I в аналогичной технике;
- знак FRIDA ESTETICA с наброском автопортрета Фриды Кало.
Во всех этих знаках отсылка к оригинальной картине считывается довольно легко. Так что лучший способ использовать произведение искусства в товарном знаке — немного его видоизменить.
Читайте также:
История Coca-Cola: как компания из Атланты стала лидером рынка безалкогольных напитков
Иконки приложений как товарный знак: ожидание и реальность
История LEGO: недетские споры вокруг конструктора
Записывайтесь на курс «Прикладные вопросы управления интеллектуальными правами в инновационных проектах».