Обновленное Руководство по товарным знакам 2024 от наших экспертов.
Получить бесплатно →
Блог
Наш блог Хотите задать вопрос?

Как защитить свой бизнес ВКонтакте. Куда бежать, если вас копируют

Многие сетуют, что в социальных сетях образовалась благодатная почва для недобросовестных игроков рынка, желающих паразитировать на чужих брендах. Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны: в соцсетях все нарушения всегда на виду! Выявлять и пресекать их намного проще, чем в реальном мире.

Мы подготовили для вас подробный гайд по защите вашего бизнеса ВКонтакте. Он призван помочь владельцам бизнесов, чей логотип, название или оригинальный хештег «внезапно» обнаружились на чужой страничке ВК. К кому обращаться с жалобой, чтобы защитить свой бренд ВКонтакте? Прокладываем оптимальный маршрут.

Для начала отметим, что не все нарушители одинаковы по своей сути. Часть из них искренне не подозревает, что своими действиями причиняет кому-то реальный вред. С «квазинарушителями» (назовем их так), как правило, урегулировать спор проще.

Другая же часть – «осознанные нарушители», которые используют чужие бренды в корыстных целях. Но и в первом, и во втором случае нужно знать, кому рассказать о возникшей проблеме, чтобы эффективно её разрешить.

Первая точка на карте: техподдержка ВКонтакте

Начинать всегда стоит отсюда. ВКонтакте реализована возможность отправки жалобы на нарушение ваших интеллектуальных прав посредством заполнения специальной формы. В ней вам будет предложено описать суть жалобы и приложить ссылки на страницу, на которой вы обнаружили незаконное использование своего товарного знака. Безусловно, потребуется приложить свидетельство о регистрации товарного знака, чтобы подтвердить наличие у вас права на спорный бренд.

Ваше заявление будет рассмотрено, и при достаточности доказательств администрация ВКонтакте заблокирует группу-нарушителя.

На практике очевидно, что эффективность данного способа устранения нарушителей достаточно высока. Существует немало кейсов, подтверждающих данный вывод.

Пример из жизни: компания «Касио Кейсанки Кабусики Кайся» (также торгующая как «Касио Компьютер Ко»., Лтд. И больше известная публике как CASIO) – японский производитель часов, электронных музыкальных инструментов, калькуляторов и аксессуаров - смогла быстро заблокировала фейковую группу ВКонтакте

В названии сообщества использовались популярные бренды часов Casio, Sheen, Edifice, Pro Trek и другие. Но торговали в этой группе контрафактными товарами. Представители компании-производителя отправили жалобу в техподдержку ВКонтакте, приложив к ней документы, подтверждающие, что компания является правообладателем соответствующих товарных знаков CASIOSHEENEDIFICEPRO TREKBABY-GG-SHOCK. Администрация ВКонтакте приняла сторону «Касио». Сначала группу заблокировали с формулировкой «За нарушение прав третьих лиц (по запросу правообладателя)», а затем обязали убрать все упоминания чужих товарных знаков.

Резюмируем: обращение в техподдержку ВКонтакте – действенный метод борьбы с нарушителями ваших прав на товарные знаки. Он прост в применении (не требует привлечения юриста) и относительно быстр.

Едем дальше: антимонопольная служба

Использование ваших брендов другими пользователями ВКонтакте можно расценивать как акт недобросовестной конкуренции. Признать таковыми действия нарушителя можно при помощи антимонопольной службы. Для этого потребуется обратиться в территориальный орган антимонопольной службы с жалобой. По результатам рассмотрения жалобы служба выдаст нарушителю предписание прекратить нарушения на конкретных страничках ВКонтакте.

Важно отметить, что при использовании данного способа защиты нарушителю может грозить не только блокировка группы, но еще и наложение штрафа. Не следует путать штраф с компенсацией за нарушение прав, поскольку сумма штрафа взыскивается в бюджет, а не в пользу правообладателя. Однако решение антимонопольной службы может стать хорошим подспорьем для взыскания компенсации в рамках судебного разбирательства (см. следующий пункт).

Напримерподобным путем пошел создатель реалити-квестов «Взаперти». В ходе расширения сети развлечений им был заключен договор с несколькими партнерами, согласно которому, в том числе, им разрешалось использовать товарный знак «ВЗАПЕРТИ твое главное приключение».

Создатель квестов сам активно его использовал в соцсетях, в том числе ВКонтакте. Спустя некоторое время, партнеры начали нарушать условия договора. В качестве предупреждения создатель бренда скрыл информацию об их точках с официального сайта квеста. Но бывшие партнёры не захотели идти путем переговоров и стали развивать параллельную сеть квестов с очень похожим названием «НЕ Взаперти», разместив предложение в Интернете и социальных сетях, включая ВКонтакте. Антимонопольная служба признала действия по организации параллельного бизнеса недобросовестной конкуренцией. Предпринимателям было выдано предписание прекратить использование обозначение «НЕ Взаперти» в доменном имени, социальных сетях и рекламе.

Резюмируем: обращение в антимонопольную службу – достаточно продолжительная (от 3 и более месяцев) и затратная процедура (скорее всего, потребуется привлечь представителя), но зона действия предписания антимонопольной службы не ограничивается просторами социальной сети. Таким образом, данную процедуру целесообразно использовать в случае нарушения ваших прав на товарный знак не только в социальных сетях, но и в рекламе в других каналах, на вывесках и т.д., особенно при наличии у вас намерения впоследствии получить от нарушителя компенсацию через суд.

Конечная остановка: суд

Наиболее распространенный способ борьбы с нарушителями прав на товарный знак – это обращение к помощи судебной системы. Преимущества данного способа заключаются не только в возможности заблокировать группу нарушителя, но и взыскать с него компенсацию за противозаконные действия.

Подобные споры между предпринимателями рассматриваются в арбитражном суде на основании иска правообладателя.

Напримертакой путь для защиты своих прав выбрала известная гостиничная сеть «Азимут Интернэшнл». Ей принадлежит исключительное право на наименование «АЗИМУТ», в частности, для гостиничных услуг (товарные знаки №311715№330225№338540).

Однажды среди российских гостиниц обнаружилась тезка. Некая база отдыха «Азимут» использовала чужое наименование в рекламе, на вывесках, в доменном имени, а также в адресе странички ВКонтакте (vk.com/azimutspb). Конечно, правообладателю не составило труда защитить свои права в суде. Нарушителю пришлось выплатить правообладателю компенсацию в размере 1 000 000 руб., а также сменить название.

Резюмируем: Обращайтесь в суд, если ваша цель – не только заблокировать нарушителя (особенно если нарушение не ограничивается рамками соцсети), но и взыскать с него компенсацию. Как и в предыдущем случае – это долго и затратно. Кроме того, нарушитель может не согласиться с выводами судов, и тогда разбирательство может растянуться на годы.

Что нужно учесть при защите бренда ВКонтакте: короткий чек-лист

При продумывании маршрута по защите своего бренда ВКонтакте стоит учесть пять важных факторов:

· Нельзя подать иск или жалобу просто на группу ВКонтакте или пользователя. Вам потребуется установить личность нарушителя, то есть уточнить данные о юридическом или физическом лице, которое нарушает ваши права.

· Обращайтесь в антимонопольную службу или суд, только если обращение в техподдержку ВКонтакте вам не помогло. Обязательно убедитесь, что у вас достаточно доказательств наличия прав на бренд и проанализируйте, почему был получен отказ от социальной сети.

· Обращение в антимонопольную службу или суд – единственный способ защититься от комплексных нарушений, когда нарушитель не ограничился использованием вашего товарного знака в социальной сети ВКонтакте.

· Решение антимонопольной службы позволяет упростить судебное разбирательство по взысканию компенсации, поскольку суд уже не будет исследовать само нарушение, ранее зафиксированное антимонопольными органами.

· Имейте в виду, что блокировка группы через техподдержку ВКонтакте затруднит последующее обращение в суд за взысканием компенсации. При избрании подобной комбинации способов придется заранее позаботиться о сборе доказательств нарушения ваших прав, поскольку после блокировки сообщества подтвердить факт нарушения уже не удастся.

И, наверное, самое важное, без чего вообще ничего не получится – не забудьте зарегистрировать товарные знаки для защиты прав на айдентику своего бизнеса ВКонтакте! Специально для вас мы запустили новый сервис SMM-Броня, позволяющий проанализировать группу ВКонтакте и выявить все элементы, требующие защиты. Сервис даст индивидуальные рекомендации по защите айдентики группы, и вы сможете принять решение о том, какие элементы брендирования хотелось бы зарегистрировать в качестве товарных знаков для защиты их от копирования.

Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!