Действительно ли регистрация товарного знака – это нечто большее, или это просто красивая официальная бумага в рамочке? Какие возможности открываются вам с появлением в инвентаре такого предмета как "Свидетельство на товарный знак"?
На самом деле, товарный знак – это многофункциональный инструмент контроля недобросовестных конкурентов, расходов на маркетинг и продвижение, а также оружие для защиты границ вашего бизнеса от вторжений.
Что такое товарный знак и зачем он нужен
Вероятнее всего вы много раз сталкивались с определением товарного знака. Давайте его вспомним еще раз и попробуем разобрать, что оно означает на самом деле.
Товарный знак - словесное, изобразительное или комбинированное обозначение, которое индивидуализирует товар или услугу на рынке. Может принадлежать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Дело в том, что права на ваш бренд не возникают сами по себе. Их нужно оформить в Роспатенте (как вы уже догадались, через регистрацию в качестве товарного знака). Название или бренд перестанут быть "ничьими" и станут вашими.
Товарные знаки подтверждают ваши исключительные права на обозначения, которые отличают вашу компанию среди других на рынке.
Что можно зарегистрировать в качестве товарного знака
Зарегистрировать в качестве товарного знака можно не только название вашей компании или продуктовый бренд. Практически на все важные элементы вашего бизнеса, которыми вы не хотите делиться с конкурентами, можно оформить исключительные права.
Словесное обозначение, оно же слово. Сюда можно отнести довольно обширный список объектов вашего бизнеса:
Доменное имя (домен, адрес сайта)
Название компании, музыкальной группы, магазина, конкретного продукта, услуги
Личный бренд, творческий псевдоним, ФИО
Рекламный слоган, девиз
Изобразительное обозначение, картинка:
Логотип
Эмблема
Маскот, персонаж
Комбинированный товарный знак – сочетание слова и картинки.
Есть еще отдельная категория товарных знаков (цветовые, звуковые, объемные). На них мы не будем сейчас подробно останавливаться.
Как это работает – привилегии правообладателя
Можно запомнить три основных тезиса. Как правообладатель вы имеете право:
Использовать свой товарный знак в Интернете и в офлайне
Запрещать третьим лицам использовать ваши обозначения
Претендовать на компенсацию в размере до 5 млн рублей за использование вашего товарного знака (и схожих вариантов) без разрешения
Права распространяются на все схожие варианты. Если ваш бренд "Ромашка" зарегистрирован как товарный знак, то автоматически защита распространяется на "р0машка", "р-омашка" и тому подобное.
Все серьезноСтатья ГК РФ 1484Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. Правообладатель может использовать товарный знак и запрещать его использование третьим лицам. Нарушителям может грозить штраф до 5 млн. руб.
Шпаргалка предпринимателя. От теории – к практике!
Мы подготовили для вас таблицу, как действовать, если вы столкнулись с нарушением ваших прав. В каждом случае вы можете претендовать на компенсацию в размере до 5 млн рублей, поэтому мы отметили этот пункт специальным значком $, чтобы не повторяться. Подробное описание вы найдете по ссылкам в столбце справа.
Проблема
Возможности с товарным знаком
Что почитать
Конкурент запускает сайт с доменным именем (адресом), который отличается от вашего буквально на пару символов. Клиенты путают сайты и покупают у них.
Регистрация товарного знака - дело добровольное. Угрожает ли что-нибудь вашему бизнесу, если вы решите не тратить время и деньги на оформление своих прав?
№1 Риск потерять бренд.
Конкурент может зарегистрировать удачное название на себя, и вы потеряете право его использовать. Попытаться доказать, что вы были первым и название действительно ваше, возможно, но а) вам придется собирать доказательства и обращаться в суды б) гарантий на успех нет
Нам предложили выкупить наш бренд за 1,5 млн рублей
Сети городских парикмахерских NOIR пришлось провести полный ребрендинг (теперь – MUTE): смена вывесок, адреса и дизайна сайта, аккаунтов в соцсетях, перепечатка всей полиграфии. Конкурирующий салон зарегистрировал название NOIR в качестве товарного знака и предложил выкупить права за 1,5 млн рублей. Борьба в суде за классный бренд длилась почти год, но не увенчалась успехом.
№2 Риск самим оказаться нарушителем
Чужие интеллектуальные права можно нарушить случайно. Например, вы придумали идеальное название и готовы запускать свое дело: запустили сайт, повесили вывеску, напечатали буклеты и т.д. А потом вам «прилетит» иск в суд – окажется, что вы использовали чужой товарный знак. А делать так категорически нельзя. И тогда впереди дорога ребрендинга, штрафы и так далее. Всё, что описано в таблице выше, может быть теперь справедливо использовано против вас.