База знаний
Товарные знаки Хотите задать вопрос?

Как остановить недобросовестную рекламу «по конкурентам» в сети Интернет?

Вы столкнулись с тем, что название вашего бренда используется в контекстной рекламе конкурента? И ваш брендовый трафик уводят на чужой сайт? Типовая ситуация – работает «реклама по конкурентам».
Хорошая новость - с недавнего времени с такими недобросовестными действиями можно бороться, даже если упоминание вашего бренда в самом объявлении отсутствует. Ниже мы расскажем, как не оставить перехватчикам вашего трафика ни единого шанса на успех.

Начнем с простого – если еще в марте 2019 года использование чужого бренда в ключевых словах ничем не грозило рекламодателю, то теперь такие действия могут быть расценены как недобросовестная конкуренция. Верховный Суд РФ в рамках Пленума от 23 апреля 2019 г. наконец дал разъяснения порядка правоприменения при использовании рекламодателем в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации.

Как это работает:если компания А использует в ключевых словах в контекстной рекламе бренд компании Б, этот маневр может быть признан актом недобросовестной конкуренции (ст. 14.6 Федерального закона "О защите конкуренции", статья 10.bis Парижской конвенции). 

Таким образом, теперь "реклама по конкурентам", когда компания А использует ключевое слово, представляющее собой товарный знак компании Б, для продвижения товаров и услуг компании А - вполне однозначно трактуется как нарушение антимонопольного законодательства, которое может быть пресечено обращением в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).


Почему это не работало раньше? 

Раньше суды выносили разные решения от кейса к кейсу. Широко распространено было использование двух взаимодополняющих аргументов, позволявших недобросовестному рекламодателю избежать ответственности:

Во-первых, это недоказанность факта нарушения исключительного права на товарный знак. Так, использование обозначения, аналогичного зарегистрированному товарному знаку, в качестве ключевого слова для поиска в сети Интернет не может считаться использованием товарного знака. Данный вывод мотивировали тем, что указание такого обозначения в поисковой системе в сети Интернет в качестве ключевого слова не индивидуализирует какие-либо товары и услуги или самого рекламодателя и не создает возможности смешения товаров истца с товарами рекламодателя.

Во-вторых, недоказанность причинно-следственной связи между использованием поисковым запросом и ключевыми словами, заданными непосредственно рекламодателем. Суды принимали во внимание тот факт, что принципы действия сервиса "Яндекс.Директ" - это "черный ящик" для рекламодателей и для реципиентов рекламы: показ объявления может происходить как по ключевым словам, которые напрямую заданы рекламодателем, так и автоматически добавлены (подобраны) алгоритмами Яндекс.Директа в качестве дополнительных релевантных фраз к напрямую заданным ключевым словам.

По сути, использование ключевого слова, совпадающего с брендом компании Б, позволяло компании А спокойно использовать репутацию бренда Б, выводя свою рекламу по брендовым запросам компании Б без упоминания бренда Б в тексте самого объявления.

Какой подход к «рекламе по конкурентам» сейчас? 

В апреле 2019 года Верховный Суд обобщил имеющуюся практику и зафиксировал, что рекламодатель отвечает за недобросовестное использование товарного знака в ключевых словах для контекстной рекламы. То есть, использование товарного знака компании Б в ключевых словах (словосочетаниях) для показа рекламных объявлений компании А - на совести компании А. Ключевая новация в том, что теперь ограничение распространяется не только на текст самого объявления, но и непосредственно на используемые для его показа ключевые слова. Таким образом, снимается аргумент №1 из списка выше - недоказанность факта нарушения исключительного права на товарный знак.

Разъяснения ВС дал 23 апреля, а уже 25 апреля Суд по интеллектуальным правам признал, что использование обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком, в качестве ключевого слова для поиска рекламы в сети Интернет, является нарушением исключительного права на товарный знак (дело А40-167611/2018).

Пример:Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции о прекращении использования товарного знака ответчиком в том числе при рекламе через Яндекс.Директ и Google AdWords (постановление № 15АП-5921/19 от 17.06.19).

Как же все-таки бороться с недобросовестной рекламой «по конкурентам»? 

  1. Убедитесь, что у вас действительно есть исключительные права на ваш бренд. Если вы его пока не зарегистрировали – просто подайте заявку на регистрацию товарного знака.
  2. Проверьте, можете ли вы идентифицировать нарушение по ключевому слову. Для этого посмотрите метки в ссылке, которая ведет из рекламного объявления на сайт рекламодателя-нарушителя.
  3. Если все подтвердилось – поспешите зафиксировать факт нарушения. Для этого лучше всего сделать нотариальный осмотр у нотариуса. Если все пока не так серьезно – можно ограничиться претензией на имя компании-рекламодателя со скриншотом.


Зарегистрировать свой товарный знак можно здесь

Похожие статьи:
Издательство может защитить свою интеллектуальную собственность, зарегистрировав в Роспатенте необходимые товарные знаки, промышленные образцы и программы для ЭВМ. А можно примеры уже зарегистрированных брендов?...
Товарные знаки
Как издательству защитить свою интеллектуальную собственность
Свой зарегистрированный бренд обезопасит любого риелтора от ушлых конкурентов и патентных троллей: ни один из них не посмеет перехватить ваш товарный знак. Если же все-таки и произойдет нарушение ваших прав, то...
Товарные знаки
Почему риелтору нужен товарный знак
В июне 2024 года было объявлено о начале разработки нормативного документа, который предусматривает повышение государственных пошлин за регистрацию товарного знака. В середине сентября соответствующее...
Товарные знаки
Как изменятся госпошлины за регистрацию товарного знака?
Как и любая другая компания, кадровое агентство может защитить в Роспатенте любую свою интеллектуальную собственность, получив патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также свидетельства на...
Товарные знаки
Как кадровому агентству защитить свою интеллектуальную собственность
Это письменный контракт, в рамках которого назначенный учредителем управляющий обязан заниматься руководством, контролем и использованием предоставленными ему по договору активами (в данном случае —...
Товарные знаки
Что такое договор доверительного управления исключительным правом?
Собираетесь развивать свое дело, помогая людям лучше видеть? Тогда вам необходимо зарегистрировать собственный товарный знак. Это убережет ваше предприятие от недобросовестных конкурентов и патентных троллей,...
Товарные знаки
Как оптике защитить свой бизнес с помощью товарного знака
Социологические исследования — это совокупность последовательных процедур, цель которых — новая информация и выявление закономерностей жизни. Одним из самых распространенных методов социологического...
Товарные знаки
Зачем нужны социологические исследования для товарных знаков?
Если вы хотите успешно развиваться, расширять регионы своего присутствия и не бояться патентных троллей и агрессивных конкурентов, то вам необходимо оформить собственный товарный знак в Роспатенте. Регистрация...
Товарные знаки
Как ортопедическому салону защитить свой бизнес с помощью товарного знака
Перед регистрацией в Роспатенте собственного бренда необходимо провести глубокий предварительный поиск. Это можно сделать в личном кабинете на нашем сайте.  Нажмите кнопочку «Вход» или вот эту прямую ссылку. ...
Товарные знаки
Как самостоятельно искать товарные знаки в личном кабинете Онлайн Патента?
Оглавление Что такое товарный знак Виды товарных знаков Для чего регистрировать Как использовать зарегистрированный товарный знак Что еще нужно знать про товарный знак Внесение в ТРОИС Передача прав на...
Товарные знаки
Что нужно знать про товарный знак: все аспекты в одной статье
Лицензионный договор — это соглашение, по которому одна сторона (лицензиар, правообладатель) дает другой стороне (лицензиату) возможность использовать свой товарный знак или другой результат интеллектуальной...
Товарные знаки
Как расторгнуть лицензионный договор в одностороннем порядке
Заключенный лицензионный договор предусматривает как правило возмездность установленных правоотношений. Это означает, что лицензиат должен выплатить лицензиару предусмотренные контрактом деньги за право...
Товарные знаки
Лицензиат использует мою интеллектуальную собственность, но не платит. Что делать?
Если вы решили выйти на иностранные рынки, то товарный знак жизненно необходим. И не только для продаж на маркетплейсах. Работа с зарубежными партнерами без надлежащей защиты своего бренда в локальном Патентном...
Товарные знаки
Нужен ли мне товарный знак для торговли на зарубежных маркетплейсах?
«Сиротские» (или орфанные, от англ. Orphan — сирота) произведения — это такие объекты авторского права, чей создатель или правообладатель остается неизвестным или нет его адреса (соответственно, нельзя направить ему...
Товарные знаки
Что такое сиротское произведение и как можно получить права на его использование?
Если вы хотите успешно и безбоязненно конкурировать на рынке, то защита внешнего вида товара в Роспатенте обязательно. Это можно сделать, зарегистрировав соответствующий товарный знак или получив патент на...
Товарные знаки
Так ли уж необходимо защищать внешний вид товара перед выпуском его на рынок?
International Standard Name Identifier (ISNI) — это единая международная система идентификации создателей и правообладателей интеллектуальной собственности. Простыми словами — это реестр и платформа для создателей различного...
Товарные знаки
Какую пользу приносит внесение фамилии и имени или псевдонима в ISNI?
В российском праве к средствам массовой информации относятся: периодическое печатное издание, сетевое издание, теле- или радиоканал, теле-, радио- или видеопрограмма, кинохроникальная программа. Также в этот список...
Товарные знаки
Как СМИ защитить свою интеллектуальную собственность
Свидетельство о регистрации товарного знака — это надежная защита от патентных троллей и ушлых конкурентов, стремящихся перехватить раскручиваемый бренд. Ведь если правообладатель выявит факты нарушения его...
Товарные знаки
Почему аудитору нужен товарный знак
Наличие зарегистрированного в Роспатенте товарного знака дает вашему бизнесу сразу несколько неоспоримых преимуществ. Во-первых, защищает дело от патентных троллей и от ушлых конкурентов. Вы сможете вкладывать...
Товарные знаки
Почему похоронному бюро нужен товарный знак
К сожалению, все не так просто. То, что Вы уже работаете с этим названием на рынке, к сожалению, не мешает другим зарегистрировать такое же название на себя. Так как права на знак закрепляются за Вами только после...
Товарные знаки
Зачем регистрировать товарный знак, если компания уже фигурирует на рынке с ним много лет?
Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!