Может ли цвет быть товарным знаком?
13 минут
Цвет может стать вашим официально зарегистрированным товарным знаком.
Однако для получения свидетельства от Роспатента надо соблюсти ряд условий:
- Во-первых, представить экспертам ведомства доказательства того, что общество воспринимает этот колор в прямой взаимосвязи с вашей компанией (здесь потребуются документы, фиксирующие начало рекламных кампаний с соответствующим цветовым наполнением, результаты социологических опросов и многое другое);
- Во-вторых, не предлагать для оформления цвета предупредительного сигнала, функционального назначения или традиционной окраски для данной группы товаров. Госорган откажет в регистрации при получении подобной заявки.
Можно примеры, когда представленное к оформлению не подойдет?
Предположим, что у вас есть оранжевый цвет. Его нельзя зарегистрировать для бренда одежды, так как данная краска используется для идентификации дорожных рабочих. Откажут в оформлении и в том случае, если вы свяжете белый цвет и сантехнические товары.
Бренд не будет официально оформлен также, если в ведомстве, проводящем экспертизу, посчитают, что представленных для изучения документов, устанавливающих ассоциативную связь между компанией и ее предлагаемым цветовым обозначением, недостаточно. Так, например, Роспатент не стал регистрировать фиолетовый цвет Pantone 248С для «Whiskas», мотивировав всё тем, что предложенный градиент не имеет различительных способностей:
С такой же ситуацией столкнулся на первых порах и Wildberries (заявка № 2020724011). Они хотели получить права на вот такой цвет:
А есть ли случаи, когда регистрация состоялась?
Конечно.
В 2004 году зарубежная фирма «Рекитт Бенкизер Ваниш Б.В.» направила для рассмотрения и оформления розовый цвет:
Роспатент выдал свидетельство без проблем, так как фирме помог рекламный слоган («Розовый цвет, доверься ему, и пятен нет»).
В 2012 году Сбербанк и Газпром подали заявки на товарные знаки, ассоциирующиеся непосредственно с ними:
товарный знак №556088 для Сбербанка;
товарный знак №561631 — для Газпрома.
В 2013 году — МТС получил право на товарный знак №560598:
В 2023 — право на бренд с цветовым содержанием получил Ozon (товарный знак № 971531):
Примерно в это же время право на фиолетовые товарные знаки получил (наконец!) Wildberries:
Сейчас заявки на регистрацию фирменных цветов подал Яндекс:
А что с регистрацией цвета в западных странах?
Она тоже возможна.
И здесь есть несколько правил. Цвет, по мысли правоприменителей, может приниматься за основу, если:
- потребитель связывает его с конкретным производителем вне зависимости от наличия логотипа последнего на рекламном баннере (дело «BP Amoco PLC v. John Kelly Ltd» — компания смогла доказать, что автолюбитель, перемещаясь по трассе на скорости, узнает заправку фирмы по характерному зеленому цвету, а лишь потом видит логотип);
- бренд касается лишь ограниченного сектора товаров (или на рынке — цвета вообще не были распространены, либо имеющийся цвет является необычным для товаров).