Журнал
8 800 700-55-29
Товарные знаки25 июня 2025

Может ли цвет быть товарным знаком?

13 минут

13 минут

Цвет может стать вашим официально зарегистрированным товарным знаком.

Однако для получения свидетельства от Роспатента надо соблюсти ряд условий:

  • Во-первых, представить экспертам ведомства доказательства того, что общество воспринимает этот колор в прямой взаимосвязи с вашей компанией (здесь потребуются документы, фиксирующие начало рекламных кампаний с соответствующим цветовым наполнением, результаты социологических опросов и многое другое);
  • Во-вторых, не предлагать для оформления цвета предупредительного сигнала, функционального назначения или традиционной окраски для данной группы товаров. Госорган откажет в регистрации при получении подобной заявки.

Можно примеры, когда представленное к оформлению не подойдет?

Предположим, что у вас есть оранжевый цвет. Его нельзя зарегистрировать для бренда одежды, так как данная краска используется для идентификации дорожных рабочих. Откажут в оформлении и в том случае, если вы свяжете белый цвет и сантехнические товары.

Бренд не будет официально оформлен также, если в ведомстве, проводящем экспертизу, посчитают, что представленных для изучения документов, устанавливающих ассоциативную связь между компанией и ее предлагаемым цветовым обозначением, недостаточно. Так, например, Роспатент не стал регистрировать фиолетовый цвет Pantone 248С для «Whiskas», мотивировав всё тем, что предложенный градиент не имеет различительных способностей: 


С такой же ситуацией столкнулся на первых порах и Wildberries (заявка № 2020724011). Они хотели получить права на вот такой цвет:

А есть ли случаи, когда регистрация состоялась?

Конечно.

В 2004 году зарубежная фирма «Рекитт Бенкизер Ваниш Б.В.» направила для рассмотрения и оформления розовый цвет:

Роспатент выдал свидетельство без проблем, так как фирме помог рекламный слоган («Розовый цвет, доверься ему, и пятен нет»).

В 2012 году Сбербанк и Газпром подали заявки на товарные знаки, ассоциирующиеся непосредственно с ними:

товарный знак №556088 для Сбербанка;

товарный знак №561631 — для Газпрома.

В 2013 году — МТС получил право на товарный знак №560598:

В 2023 — право на бренд с цветовым содержанием получил Ozon (товарный знак № 971531):

Примерно в это же время право на фиолетовые товарные знаки получил (наконец!) Wildberries:

первый
первый
второй
второй

Сейчас заявки на регистрацию фирменных цветов подал Яндекс:

первый
первый
второй
второй
третий
третий

А что с регистрацией цвета в западных странах?

Она тоже возможна.

И здесь есть несколько правил. Цвет, по мысли правоприменителей, может приниматься за основу, если:

  • потребитель связывает его с конкретным производителем вне зависимости от наличия логотипа последнего на рекламном баннере (дело «BP Amoco PLC v. John Kelly Ltd» — компания смогла доказать, что автолюбитель, перемещаясь по трассе на скорости, узнает заправку фирмы по характерному зеленому цвету, а лишь потом видит логотип);
  • бренд касается лишь ограниченного сектора товаров (или на рынке — цвета вообще не были распространены, либо имеющийся цвет является необычным для товаров). 
Регистрация товарного знака
Подготовка - от 1 дня
Экспертиза - от 6 мес.
Срок действия - 10 лет