Так ли уж необходимо защищать внешний вид товара перед выпуском его на рынок?
Если вы хотите успешно и безбоязненно конкурировать на рынке, то защита внешнего вида товара в Роспатенте обязательно.
Это можно сделать, зарегистрировав соответствующий товарный знак или получив патент на промышленный образец.
Разберем оба варианта отдельно друг от друга.
Товарный знак
В данном случае речь идет об объемных обозначениях (объектах в 3D-формате, а также комбинаций фигур или линий).
Ранее Онлайн Патент рассказывал о зарегистрированных брендах такого типа: тюбике губной помады как формы для бутылки алкогольного напитка, упаковки для кофе в виде застегивающегося мешочка и бутылочки для жидкого мыла в форме надрезанной груши.
Промышленный образец
Это, если говорить максимально просто, — уникальный внешний вид (дизайн) изделия. Примеров такого патентования много. Например, диваны (патент №131369), низкопольные автобусы (патент №67784), радиаторы отопления (патент №70094) и многое другое.
Что выбрать: регистрацию товарного знака или промышленного образца для внешнего вида продукции?
Здесь следует учитывать, что:
во-первых, регистрация в Роспатенте товарного знака всегда предусматривает необходимость определения сферы, в которой вы планируете работать. Иначе говоря: если вы собираетесь выпускать фруктовый сок, придумали оригинальную бутылку, то регистрировать ее следует по 32 классу МКТУ. Соответственно, использовать этот же объект для продажи иной продукции (например, клубничных джемов) будет крайне проблематично с юридической точки зрения. В то же время таких ограничений при оформлении промышленного образца нет;
во-вторых, срок защиты для указанных объектов различен. Для товарного знака — 10 лет с возможностью продления. Для промышленного образца — 5 лет (но максимальный период охраны — 25 лет).
А если я хочу просто зарегистрировать только этикетку для своей продукции?
Это тоже возможно. Она оформляется как товарный знак.
Но здесь надо учитывать ряд особенностей:
Этикетка обычно описывает предлагаемый товар. При этом описательные обозначения не всегда проходят экспертизу Роспатента. Поэтому на этикетке (кроме указания характеристик товара) должно быть нанесено что-то крайне уникальное;
Если на этикетке указывается дата («продукт производится с 1979 года»), то необходимо подтвердить этот факт соответствующими документами.
Все это слишком сложно. Можно ли обойтись без регистрации этикетки?
Некоторые идут по максимальному упрощению: и регистрируют в Роспатенте лишь бренды своей фабрики и выпускаемой ею продукции.
И зачем нужно что-либо регистрировать из вышеперечисленного?
Если вы проигнорируете указанные требования, то есть вероятность, что:
дизайн продукции или товарный знак перехватит какой-нибудь конкурент (и вам будет сложно противостоять таким агрессивным действиям);
либо вы сами можете ненароком нарушить права и законные интересы других лиц.
А вот это уже влечет санкции.
Несколько лет назад у одной кондитерской фабрики начались проблемы. Они выпустили на рынок конфеты, которые внешне напоминали батончики конкурентов. Последние были, кстати, оформлены как промышленные образцы. Вполне очевидно, что правообладатель обратился в суд и выиграл его. Нарушитель был вынужден выплатить компенсацию, уничтожив проблемную продукцию за свой счет (дело № А65-1164/2018).
Следует учитывать, что размеры назначаемой санкции для нарушителя определяются в таких случаях всегда судом.
При этом за несоблюдение правил Гражданского кодекса РФ, касающихся использования товарных знаков другими, предусматривается возможность установления компенсации в пользу правообладателя в размахе до 5 млн рублей.
А можно ли в этой ситуации максимально защитить свои интересы?
Да. Можно оформить и товарные знаки, и промышленные образцы для своей продукции.
Так, например, поступила компания Coca-Cola.
В базе данных Онлайн Патента — десятки юридически зарегистрированных вариантов бутылок.
Вот так выглядят бутылки-товарные знаки:
А вот так выглядят бутылки-промышленные образцы:
Не забывает компания и о регистрации многочисленных обычных товарных знаков:
Кстати, сам флагманский бренд Coca-Cola внесен в перечень общеизвестных:
Подать заявку на регистрацию товарного знака можно здесь. А вот тут получить патент на промышленный образец.
Сейчас мы попросим у вас доступ к вашему аккаунту ВКонтакте. Нажмите «Разрешить», чтобы сервис SMM-Броня смог проанализировать вашу группу. Онлайн Патент использует официальные ресурсы доступа ВКонтакте и не собирает ваши личные данные.