Как расстались Sony и Ericsson

#Аналитика
ЛП
Любовь Павлова

Помните один из самых популярных телефонов родом из 2000-х с выпуклым зеленым логотипом, напоминающим кошачий глаз? Сегодня мы хотим рассказать про историю легендарного слияния и расставания двух компаний, породивших культовые модели сотовых – Sony Ericsson.   

Совместное предприятие начало свое существование с красивой даты: 1 октября 2001 года. Целью объединения было использование опыта японской компании Sony в сфере бытовой электроники совместно со знаниями технологий мобильной связи шведской Ericsson. Соглашение двух компаний изначально оговаривало срок «годности»: союз планировался на десять лет с возможностью продления, которого не произошло. Но об этом позже.  

Знакомству и сотрудничеству предшествовал пожар в марте 2000-го года на заводе Philips в Альбукерке, единственного поставщика Ericsson, вследствие чего шведская компания понесла огромные убытки – 400 млн долларов. А из-за неудачного управления цепочками поставок уступила первенство Nokia и на некоторое время вовсе покинула рынок мобильных телефонов. 

Союз с Sony после трагедии с Philips для Ericsson пришелся очень кстати, к тому же он являлся равноправным – оба партнера управляли по 50% предприятия. За время существования Sony Ericsson приобрела внушительный патентный портфель, и к 2011 году на счету совместного предприятия было около 7000 совместных патентов, а также свыше 60000 патентов, принадлежащих отдельно каждой из материнских компаний.

Так, совместными усилиями была запатентована технология подбора музыки под настроение пользователя с названием «Generating music playlist based on facial expression» («Создание музыкального плейлиста на основе выражения лица»).

Generating music playlist based on facial expression
Generating music playlist based on facial expression. Источник: patents.google.com

Распознавание мимики предполагалось при помощи анализа черт лица. Например, приподнятые уголки губ в улыбке показывают устройству, что пользователь находится в приятном расположении духа, а если напряжены и сдвинуты рядом брови, то это сигнал о злости или гневе. Предусматривался и второй вид распознавания – сопоставление с уже имеющимися предустановленными образцами настроения. Для каждого оттенка эмоций по задумке авторов патента подходил свой вариант плейлиста. 

Заявка на патент против агрессивных собак, явно выходящий за рамки простого функционала мобильного устройства, – также дело рук Sony Ericsson. Суть изобретения заключалась в разработке программного обеспечения, распространяющего ультразвуковой сигнал на частоте примерно 20000 Гц +/- 2 000 Гц, которая обычно не воспринимается человеком, зато очень ощутима для наших любимцев. 

Предполагалось, что изобретение станет одним из средств защиты людей от агрессивно настроенных собак, а при необходимости даже вызовет службу экстренной помощи и передаст спасателям GPS-координаты мобильного телефона. Тот же патент планировался и для использования в процессе дрессировки животных. На практике же реализация задумки по некоторым причинам оказалась неоднозначна. Возникают вопросы: что если при использовании подобной функции вместо озлобленной стаи собак пострадают невинные домашние питомцы? Насколько безопасен такой способ дрессировки, при котором используются неприятные животному звуки? В любом случае, патент так и не был одобрен.

Любопытно, что у шведско-японской компании есть патент на гаджет, выданный еще в 2006-м году и напоминающий своим содержанием знаменитый iPhone. За сложным названием «Мобильный терминал с эргономичными функциями визуализации» скрывается идея вращения экрана и автоматическое изменение ориентации изображения: «Можно использовать один дисплей, например, в портретном режиме, когда используются функции терминала, и в ландшафтном режиме, когда используются функции изображения. Изменение между двумя ориентациями может выполняться автоматически <...> Эту обработку можно выполнить, например, так, чтобы альбомное изображение было удобно просматривать в портретной ориентации». В документе есть нечто похожее на то, чем первый iPhone смог удивить мир, однако в нем нет описания конкретной технологии, позволившей Apple стать первопроходцами, да и фактическое отсутствие проблем в связи с нарушением патентных прав говорит лишь о том, что великие умы мыслят одинаково, соблюдая при этом закон.

Настоящую славу компании принесло объединение главных трендов мобильного рынка того времени – цветного экрана и качественной камеры. «Выстрелила» модель Sony Ericsson Т610, по праву ставшая культовой в 2003 году.  

Модель удостоилась главного приза за дизайн в Швеции, а спустя год после выпуска ассоциация GSM на крупном телекоммуникационном конгрессе в Каннах назвала Sony Ericsson Т610 лучшим мобильным телефоном в мире. Узнаваемость, уникальность и качество в виде большого по меркам того времени цветного дисплея с камерой на целых 288 х 352 пикселя сделали телефон популярным не только в универсальной линейке «Т» (Talker), но и далеко за ее пределами. 

Следующим удачным шагом стал выпуск мобильных под брендами японской Sony, успевшими прочно обосноваться на рынке – Walkman и Cyber-shot. В первом случае новые модели отвечали требованиям меломанов, а во втором – становились главным инструментом мобильных фотографов. 

Предпосылки разрыва: в какой момент произошел сбой? 

Союз Sony и Ericsson был гармоничным, плодотворным и равноправным, корпорации прошли вместе долгий путь, перенимая друг у друга лучшие качества. Но произошли два обстоятельства, ставшие переломными в судьбе совместного предприятия: 

  • В 2007 году на свет появился первый iPhone, в очередь за которым в США выстроились тысячи людей. Революционное устройство отбросило назад все старые девайсы. 
  • Еще через год, в 2008-м, мир узнал плюсы операционной системы Android. Компания Sony Ericsson же не распознала вовремя грядущий успех новинки и запрыгнула в последний вагон слишком поздно. Начав выпускать смартфоны на Android только в 2010-м, крепкий союз двух мощных компаний начал меркнуть на фоне остальных производителей устройств с операционной системой от Google. 

Sony Ericsson попыталась вернуть любовь пользователей с помощью модных трендов и выпустила Xperia Play для геймеров, а также экологичную линейку «зеленых» мобильных телефонов GreenHeart. Устройства для игр не пользовались успехом, а наносящие минимальный урон окружающей среде телефоны заняли первую строчку в исследовании Greenpeace «Guide to Greener Electronics». Это было последнее достижение японско-шведской компании – союзу так и не удалось вернуть драгоценное внимание аудитории.  

Расставание Sony и Ericsson

Совместное предприятие просуществовало десять лет, но вместо продления соглашения в 2011 году фирмы объявили о разрыве. Совместно нажитое имущество в форме патентного портфеля перешло в пользование Sony, равно как и доля Ericsson, выкупленная японской корпорацией за 1,05 млрд евро. 

Что ждет компании?

Позднее Sony превратится в Sony Mobile Communications Inc. и сконцентрируется на производстве смартфонов, но с 2019 года мобильное подразделение будет реорганизовано. Ericsson же полностью покинет рынок мобильных телефонов, однако займет лидирующую позицию в выпуске телекоммуникационного оборудования и оказании цифровых услуг для операторов связи. В самом разгаре массовое внедрение формата 5G. Вероятно, патенты Ericsson сыграют в этом процессе не последнюю роль. 

Читайте в нашем журнале: 

Корейское экономическое чудо: история компании POSCO. Часть первая

COVID-19 и патенты: что изменилось в 2020 году

Какую роль сыграли патенты в японском экономическом чуде



Любовь Павлова
Онлайн Патент
#Аналитика
Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!