Мод Адамс: звезда американского театра и изобретательница осветительных приборов

МА
Мария Апатенко, редактор журнала

Жизнь Мод Адамс, одной из самых известных американских актрис начала XX века, с ранних лет была тесно связана с театром. Она родилась в 1872 году. Детство и юность Адамс провела в разъездах с матерью, которая выступала на сцене и обучала дочку чтению, письму и актерскому мастерству.

Мод Адамс дебютировала на сцене, когда ей было всего девять месяцев, а в 16 лет уже играла в Нью-Йорке. Именно там она познакомилась с театральным продюсером Чарльзом Фромэном, сотрудничество с которым принесло Адамс славу и признание публики. 

Среди ее работ — спектакли «Бал-маскарад», «Розмари», «Ромео и Джульетта», «Орлеанская Дева» и другие. Значимым моментом в ее карьере стала постановка «Маленький священник», которую оценили и критики, и зрители. Самой Адамс больше всего нравилась роль Питера Пэна в одноименном спектакле и роль петуха в постановке «Шантеклер».

Вклад Мод Адамс в представления не ограничивался игрой на сцене — она активно участвовала в подготовке декораций, придумывала необычные световые решения, чтобы создать определенное настроение и атмосферу. С 1890-х годов Адамс экспериментировала с новыми методами освещения. Она полностью отказалась от газовых ламп, использовала для декораций и костюмов специальные ткани, которые рассеивали, а не отражали свет. Ее работа над «Питером Пэном» вместе с художниками по костюмам и свету и сценографами сделала спектакль настоящим хитом.

Мод Адамс работала не только в Нью-Йорке, она также ставила спектакли в Гарварде, Йельском и Калифорнийском университете. Для «Двенадцатой ночи» Адамс превратила самую большую аудиторию Гарварда в шекспировский театр с нарисованным на холсте небом и декоративными колоннами. Для «Орлеанской девы» был задействован футбольный стадион университета, на котором Адамс с командой актеров и специалистов по декорациям удалось воссоздать жизнь и смерть Жанны Д\'Арк. 

В «Орлеанской деве» Адамс продемонстрировала инновационные решения в области освещения. Свет помогал сосредоточить внимание зрителей на отдельных сценах — знакомая сегодня, но новая для начала XX века стратегия. Масштаб сцены затруднял контроль над тем, что на ней происходит, поэтому освещение также использовалось, чтобы давать подсказки актерам, когда двигаться и когда говорить. 

Над спектаклем работали почти 1500 человек, включая ассистентов, которые помогали менять костюмы, и рабочих сцены, которые перемещали декорации. Шоу посмотрели около 15 000 зрителей. Следующий успех Адамс — поставленная в университете в Беркли комедия «Как вам это понравится» — также вызвала положительные отзывы критиков и зрителей во многом благодаря экспериментам с освещением. 

С 1915 года актриса уделяет все больше внимания проблемам сценического освещения. Спустя несколько нет она понимает, что ее опыт и знания могут быть полезны в зарождающейся киноиндустрии, и начинает сотрудничать с корпорацией General Electric для создания более крупной и яркой лампы с вольфрамовой нитью накаливания, которую можно использовать для освещения театральной сцены и съемочных площадок. 

Руководитель научно-исследовательской лаборатории General Electric Уиллис Уитни сразу отметил способности Мод Адамс к научно-инженерной деятельности. Особенно невероятным было то, что у актрисы не было практически никакого образования, однако опыт работы в театре помог ей создать качественную и удобную в использовании осветительную систему. 

Через несколько месяцев после начала сотрудничества с General Electric Мод Адамс продемонстрировала Уиллису Уитни прототип лампы накаливания. Изобретение поразило его, однако оно еще было непригодным для эксплуатации. Понадобилось еще два года, чтобы Адамс и инженеры смогли разработать систему, отвечающую изначальной задумке.

Позднее Адамс предпочла вернуться к прежней профессии и прекратила сотрудничество с General Electric. Компания продолжила работу над лампой, которая была запатентована в начале 1930-х. Имя Адамс указано в трех патентах: №1884957 («Осветительное устройство» — сама лампа);  №1963949 («Осветительное устройство высокой мощности» — охлаждающее устройство и опорная рама для лампы); №2006820 («Осветительное устройство»; в патенте описывается способ поддержки нити накаливания, который позволяет перемещать лампу, при этом качество освещения не меняется). Изобретение, в разработке которого Адамс приняла участие, имело успех среди операторов и режиссеров тех времен благодаря своей мощности, надежности и маневренности. 

Мод Адамс также изучала ранние технологии цветной кинопленки, так как всегда мечтала снять фильм о Питере Пэне, поскольку полагала, что он не может быть черно-белым. Работой Адамс заинтересовался глава Kodak Eastman Джордж Истман, чья компания производила пленки для киноиндустрии. Мод Адамс отказалась от дальнейшей работы, когда поняла, что фильм в цвете ей снять не удастся. 

В 1930-х после экспериментов с освещением и кинопроизводством Мод Адамс ненадолго вернулась на сцену, а затем приняла приглашение стать преподавателем драматического искусства в колледже Стивенс, где проработала 13 лет. Мод Адамс умерла в 1953 году. В одной из комнат здания театра колледжа Стивенс хранятся предметы, которые имели отношение к ее карьере и разработкам, в том числе и огромная лампа накаливания.

Источник: USPTO

Читайте в нашем журнале: 

COVID-19 и патенты: что изменилось в 2020 году

Какую роль сыграли патенты в японском экономическом чуде

Как корпорация IBM стала «крестным отцом» интеллектуальной собственности в США

МА
Мария Апатенко, редактор журнала
78
+1
78
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.