Подшипники качения являются ответственным звеном практически любой современной машины и в то же время являются одним из самых уязвимых элементов. Их долговечность во многом ограничивает срок службы механизмов, а безотказность определяет технико-экономическую эффективность и безопасность эксплуатации. В автопроме подшипники качения относятся к типовым узлам автомобилей, которые в значительной мере определяют эффективность и безопасность автомобиля в целом.
Ряд иностранных компаний решили закрыть бизнес в России в связи с началом спецоперации РФ на Украине. О приостановках производства в РФ сообщали автопроизводители Hyundai, Volkswagen, Ford, BMW, Rolls-Royce, Suzuki, Honda и Mazda.
После введения новых пакетов экономических санкций Запада против России возникли серьёзные проблемы в обеспечении многих технических устройств подшипниками качения, и в автомобилях в частности. Суть проблемы — существенная зависимость от импорта из недружественных стран, в первую очередь государств Евросоюза. На фоне тотального дефицита электронных компонентов для автомобилей проблема импортных подшипников не такая яркая, но серьезного отдельного анализа.
Чего добился Renault
В СССР была мощная подшипниковая промышленность, которая за последние 30 лет, мягко говоря, захирела. Выпускаемые подшипники ориентированы либо на военно-промышленный комплекс, либо на техническое обслуживание старых автомобилей, снятых с серийного производства.
Типична судьба предприятия «Автоваз», которое в 2016 г. подпало под управление концерна Renault. Эксперты сознают, что французы добились существенных «успехов» на российском автогиганте, большую часть автокомпонентов перевели на своих поставщиков, а многие отечественные производителей деталей, которые ранее работали на Автоваз, обанкротились или перепрофилировались. В ближайших планах у французов была полная ликвидация вазовских платформ и перевод всех автомобилей производимых на Автовазе на свои платформы; радует, что дело не успело до этого дойти.
А ведь основные предприятия автопрома включены властями в список стратегических:
АО «Автоваз»АО «Автомобильный завод «Урал»ЗАО «Рено Россия»ООО «Фольксваген груп Рус»ПАО «ГАЗ»ПАО «Камаз»ПАО «Соллерс»ООО «ПСМА Рус»ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус»ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус»ООО «Тойота Мотор»ООО «АВТОТОР Холдинг»
Автоподшипники: где применяются
В современных автомобилях применяется несколько десятков подшипников различных видов и типоразмеров. Одним из типовых мест установки подшипников являются неразборные ступичные узлы колес. Здесь используются шарикоподшипники.
Другое важное место установки — это двигатель: на подшипники опирается его коленчатый вал. Подшипники скольжения используются в газораспределительном механизме; исключением могут быть, например, клапанные механизмы BMW, оснащенные роликовыми толкателями, в которых используются игольчатые, а иногда — шарикоподшипники. Они также устанавливаются в шатунах; их тип зависит от типа двигателя: в традиционных четырехтактных двигателях обычно устанавливаются подшипники скольжения.
Большое количество подшипников имеется в коробке передач и в приводе осей автомобиля. Распространен также выжимной подшипник сцепления, представляющий собой комбинацию радиального и упорного подшипников. Подшипники также находят применение в конструкции ведущего моста — в узлах, обеспечивающих передачу крутящего момента. Подшипники ведущей шестерни и дифференциала — конические, реже встречаются игольчатые. Не менее важная область — это подвеска (например, амортизаторные стойки) и система рулевого управления, в которой насчитывается более десятка различных подшипников.
За жизненный цикл типичного автомобиля приходится несколько раз менять отдельные подшипники, которые утратили работоспособность в результате агрессивной эксплуатации, аварий или естественного, штатного износа.
Проще всего диагностировать неисправность подшипника, к которому имеется относительно легкий доступ — колес, подвески, генератора.
Если подшипник подлежит замене по причине естественного износа или повреждения, дают о себе знать два основных признака — его люфт или шумная работа. Номенклатура ремонтных комплектов насчитывает более 100 наименований, в том числе ремкомплекты коробок передач, главных передач, газораспределительных механизмов, поворотных кулаков, стоек передней подвески, промежуточных опор карданных валов, ступиц.
Во всех автосервисах обнаружилась новая тенденция: продлить жизнь своих автомобилей, поскольку алгоритм «поезжу три года и куплю новый» не актуален. Поэтому необходимо беречь то, что есть сейчас, чтобы хватило и себе, и сыну, и внуку.
Стратегия-2018
Принятая в 2018 г. «Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 г.» констатировала, что более 60% произведенных в РФ моделей легковых автомобилей относились к моделям с высоким уровнем локализации (50% и выше), спроектированным на базе платформ ведущих мировых автопроизводителей. Основные объемы производства осуществлялись на платформах B0 Renault-Nissan, KP2 Hyundai, PQ25 Volkswagen. Только 29% российского производства легковых и легких коммерческих автомобилей приходилось на модели, спроектированные на базе российских автомобильных платформ, в том числе 1118, Lada B, Lada 110, 2121, GAZelle Next, ГАЗ 2310, U452, U469, 3160 UAZ.
В документе отмечено, что сборочные локализованные производства формируют добавленную стоимость на территории России лишь на этапе конечных операций. Существенная часть добавленной стоимости формируется за рубежом. При этом организации, входящие в про-Западные международные группы, имеют возможность оптимизировать прибыль, например, посредством изменения стоимости узлов и агрегатов, поставляемых с материнских производств.
Увы! Продукция российской сборки ориентирована только на внутрироссийский рынок (и даже не СНГ, т. к. во многих странах организованы свои сборочные цеха) и не имеет существенных экспортных перспектив. Сборочные производства обеспечивают весьма ограниченную передачу западных компетенций в области инжиниринга, развития технологий и производственных систем.
Импортозависимость в производстве легковых автомобилей составляет свыше 60% (в 2008 г. было 40%).
Доля импорта готовых автомобилей составляла 17%.
Ориентация традиционных российских производителей (Автоваз, Камаз, Газ, Соллерс) на внутренний рынок приводит к отсутствию мотивации развития продукта и, соответственно, невысокому уровню затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по сравнению с расходами крупнейших мировых автопроизводителей.
Объём продаж для большинства локализованных производителей (0,3 млн/год) недостаточно для окупаемости разработки собственной платформы (1 млн автомобилей в год). Это — стратегическая яма! Но жизнь требует хотя бы ремонта эксплуатируемого автопарка. По данным ГИБДД, на июль 2021 г. зарегистрировано 59,2 млн автомототранспортных средств. Из них легковые автомобили составляли примерно 45,2 млн ед.; легкие коммерческие автомобили (сегмент LCV) – 4,2 млн ед.; грузовики – 3,8 млн ед.; мотоциклы (и мопеды, трициклы и квадрициклы) – 2,3 млн ед.; автобусы – 0,7 млн ед.
«На В2В маркетплейсе Reserve Isource (невостребованное имущество предприятий) за прошлый год было размещено более 100 лотов автомобильных подшипников, которые лежат на складах. В этом году мы наблюдаем резкое увеличение спроса на площадке. Предприятия ищут товары внутри отрасли, чтобы не ждать будущих поставок. Чтобы купить продукцию из наличия, с хранения. С начала 2022 года, в ответ на спрос, ассортимент подшипников на Reserve, как и других запчастей для автотранспорта, увеличился более чем в три раза. Сегодня мы видим более 468 предложений подшипников со складов крупных промышленных предприятий», — пояснил нам директор продукта Reserve Isource Роман Ожик.
Директор продукта Inspector Isource Дмитрий Рудаков добавил: «Стремясь поддержать непрерывность производства, российские компании стали искать партнёров в новых регионах — в Китае, Индии, странах СНГ. Объем запросов на техническую оценку новых поставщиков автозапчастей в этих регионах увеличился в 2 раза. В первую очередь клиентов Inspector интересует проверка контрагентов, телеприемка производства. Главным становится не наличие автозапчастей, а насколько новые партнёры могут выдержать качество и сроки».
Существенный импорт идёт из 8 стран (рис. 1).
Видно, что недружественные страны поставляли примерно 60% импортных автоподшипников.
Примеры компаний производящих продукцию: Guangzhou Huajing Machine Manufacture Co. Ltd., NTN Corporation, Dieseko Group B.V., Timken.
Подшипники России
Последние 10-20 лет существенная часть автоподшипников ввозилась в РФ с западных заводов. Однако планы локализации производства западных подшипников отсутствуют.
Так, подшипники SKF (Швеция) для автомобилей очень популярны на рынке запчастей в России. Дочерний завод компании — ООО «СКФ» в Тверской области — работал с 2010 года и производил подшипники только для железнодорожного транспорта. С 2021 года велось активное обсуждение по производству на заводе подшипников для автомобилей. В июне 2021 г. тверской завод SKF посетила делегация концерна «АвтоВАЗ» во главе с президентом компании Николя Мором. Планировалось организовать производство подшипников для автомобилей Lada и Renault, но теперь эти планы отложены.
В РФ в той или иной мере дееспособны 15 заводов, выпускающие или способные производить подшипники для автопрома по коду ОКВЭД 28.15.1 — «Производство шариковых и роликовых подшипников» (табл. 1).
Мы отсортировали заводы по условной производительности труда, поделив выручку за 2021 г. на число сотрудников. Средняя величина оказалась 5 млн руб. По этой линии заводы делятся на 2 характерные группы: 1) принадлежащие отечественному капиталу и имеющие производительность 1-5 млн руб./чел.; 2) подконтрольные западным гигантским компаниям, у них производительность 19-146 млн руб./чел.
Очевидно, прозападные заводы, в сущности, являются сборочными цехами, на которые ввозили иностранные комплектующие.
Напротив, Вологодский подшипниковый завод практикует весь цикл производства. Он активно сотрудничает с автопромом (с АО «АвтоВАЗ», ООО «Автомобильный завод «ГАЗ», ПАО «КАМАЗ», ООО «УАЗ», предприятиями вторичного рынка запасных частей).
Подшипники ЗАО «ВПЗ» используются в различных автомобильных узлах — двигателях, механизмах сцепления, опорах валов и подвесов, водяных насосах, рулевом управлении, натяжных механизмах, ступицах колес, вентиляторах, генераторах, коробках передач и скоростей, механизмах газораспределения и привода. Вологодские подшипники применяются в 50 марках легковых автомобилей (в том числе снятых с производства моделях «Москвич», «Таврия» и др.), 14 марках автомобилей грузоподъёмностью до 3-х тонн, а также в 60 марках грузовых автомобилей производства «Камаз», «Урал», «Маз», КрАЗ», «БелАЗ», «МоАЗ», «КАЗ» и «КЗКТ». Например, для «КАМАЗ-5320» производится 61 вид подшипников для двигателя, генератора, предпускового нагревателя, компрессора, системы охлаждения, системы питания, коробки отбора мощности, коробки передач, моста заднего и среднего, для рулевого управления, сцепления, ступицы колёс, тормоза.
Директор завода Алексей Александрович Мельников рассказал корпоративной газете «Вологодский подшипник» о работе в условиях санкций: «На 6 месяцев (если спецификации будут исполнены) завод обеспечен всем: светом, металлом. На 5-6 месяцев хватит смазки от основных поставщиков. Проблемы с инструментом решим. Также мы выполним свои обязательства по заработной плате. Но всем надо понимать серьезность ситуации и делать всё необходимое для экономии средств, материалов. К тому же мы уверены в поддержке государства. Она была и в 2009 году, и во время пандемии в 2020 году».
Холдинг «ЕПК» — единственный поставщик подшипниковой продукции на ООО «УАЗ», также он производит более половины всех подшипников, которые используются АО «АвтоВАЗ» и ПАО «КАМАЗ».
Маргиналия: производство новых автомобилей в РФ может снизиться с 2 до 0,5 млн шт. в 2022 г.
Рейтинг лучших фирм производящих подшипники SNR — французская компания — самый крупный поставщик для европейской подшипниковой промышленности. SKF — второй после SNR в Европе, крупнейший в мире. FAG — ведущий германский производитель подшипников, с недавнего времени куплен компанией INA. NSK — второй крупнейший в мире производитель подшипников, Япония. NTN — второй по величине в Японии. Коуо — входит в концерн Toyota, №3 в Японии. Timken — самый большой американский производитель подшипников №1 по конической группе. Источник: https://www.drive2.ru |
Власти приняли ряд мер
Минпромторг РФ опубликовал список товаров (приказ 1532 от 19.04.2022), попадающих под так называемый «параллельный импорт». Речь идет о продукции иностранных производителей, которую можно будет ввозить без разрешения правообладателя. В перечень вошли автомобили и запчасти для них, а также двигатели и их части, минеральное топливо и продукты перегонки нефти, смазочные материалы. Приказ вступил в силу 7 мая с. г.
Со своей стороны Центробанк предложил использовать цены неоригинальных запчастей при расчете ремонта по ОСАГО.
В краткой перспективе производство новых авто будет осуществляться в максимально упрощённых комплектациях. В частности, властями разрешено не следовать строгим правилам «Евро-4» и «Евро-5». Предполагается, что для легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей и грузовиков с бензиновыми двигателями допустимый экологический класс опустится до «Евро-0», для легких коммерческих автомобилей и грузовиков с дизельными двигателями до «Евро-1», а с газовыми до «Евро-3».
ОАО «Объединенные автомобильные технологии» имеет шанс резко нарастить объемы производства. Напомним: в состав Группы ОАТ входит 10 производственных предприятий в 5 регионах России, которые производят автокомпоненты:
в Ульяновской области (г. Димитровград): ООО «ДААЗ» (радиаторы, топливные системы, системы охлаждения; штампо-сварные узлы; алюминиевое литье; производство оснастки и инструмента), ООО «ДЗПМ» (порошковая металлургия), ООО «Автосвет» (светотехника); в Самарской области (г. Тольятти): ООО «РосАвтоПласт» (пластиковый гранулят), АО «Мотор-Супер» (фильтры, детали из пластика), АО «Вазинтерсервис» и ООО «ЭВР» (подвеска и тормозная система); в Рязанской области (г. Скопин) — ООО «СААЗ Комплект» (стойки, амортизаторы); во Владимирской области (г. Вязники) — ПАО «ОСВАР» (светотехника); в Пензенской области (г. Сердобск) — АО «СМЗ» (штампо-сварные узлы).
В частности, в особой экономической зоне ОЭЗ «Тольятти» ускоренными темпами идет возведение новых корпусов под производство авто пластиков. ООО «ИнтЭксПласт» планирует с августа выпускать более 30 деталей для автомобилей из пластмассы, ООО «Форесия Автомобильные решения» — пену для автомобильных сидений.
В секторе подшипников активны ООО «Подшипник-Волга» (Саратов), ООО «Союз Подшипник» (Москва), ООО «ТД Бетаком» (Екатеринбург), интернет-магазины, например Подшипник.ру, Железяка.ру.
Руководители автозаводов самостоятельно принимают множество решений в этом аспекте. Например, Автоваз в условиях жесточайшего дефицита автокомплектующих в июне начнет выпускать упрощенные версии автомобилей, в частности, Lada Granta и Lada Niva Legend. В них не будет ABS/ESP, эйрбегов, «ЭРЫ-ГЛОНАСС». Первые такие машины уже собраны и обкатываются для получения необходимых сертификатов.
Использование упрощенной сертификации, в свою очередь, будет закреплено в спецверсии Техрегламента. Упрощенные «Лады» будут соответствовать экологическому классу «Евро-2». Прекратится выпуск Lada с «автоматом» (включая вариатор Jatco и «робот» АМТ).
Напомним, вариатор японской компании Jatco до настоящего времени устанавливался на модели Lada Vesta и Lada Vesta Cross (начиная с комплектации Comfort), Lada Vesta SW (с комплектации Classic Start Plus), Lada Vesta SW Cross (с комплектации Comfort) и Lada Xray Cross (с комплектации Classic Optima). Классическую гидротрансформаторную автоматическую КП Jatco, в свою очередь, можно было заказать в составе Lada Granta и Lada Granta SW (начиная с комплектации Comfort). Теперь остается автоматизированная механическая трансмиссия (АМТ) собственной разработки, которую ставили на Lada Granta Cross и Lada Xray (комплектации Comfort и Luxe).
Кроме того, обсуждается идея на срок до 1 января 2024 года ввести мораторий на утилизационные сборы для автомобильных заводов, минимизировать (или вовсе отменить) таможенные пошлины на ввоз транспортных средств для юридических и физических лиц при ограничении по количеству, возрасту и цене (на одно лицо — до трех автомобилей в год не старше 10 лет и стоимостью до 10 млн рублей).
Почему падение российского автопрома в 2022 году неизбежно
Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) предполагает 850 тысяч новых легковых и легких коммерческих автомобилей по сравнению с 1,7 млн в 2021 г. Широкие массы автолюбителей отказались от планов новых покупок и отложили перепродажу подержанных автомобилей.
Статистика дает такие цифры: по итогам апреля 2022 года в России было куплено 28 тыс. новых легковых автомобилей, что в 3 раза меньше мартовского (78,9 тыс. шт.) и в 6 раз меньше, чем в апреле 2021 года (171,4 тыс. шт.). Чаще всего покупали новые легковые автомобили марок LADA, Kia, Hyundai и Renault, на долю которых в общей сложности пришлось более 53%. Первые 3 позиции в модельном рейтинге апреля заняли Granta, Vesta и Niva.
В средней перспективе закупщики автозаводов активно работают над замещением европейских компонентов азиатскими или обеспечением поставки деталей через другие юрисдикции, которые не подвержены международным санкциям. Новые логистические схемы могут быть выстроены ко 2-му полугодию. В частности, ООО «Торговый Дом «ПЕКАР» (бывший АО «Санкт-Петербургский карбюраторный завод») наращивает поставки запчастей из Китая.
Стратегически же гражданский автопром находится в концептуальной яме (что прямо признаёт Стратегия развития автопрома до 2025 г.): спроса внутреннего рынка недостаточно для всестороннего и конкурентоспособного развития собственного производства полного цикла. Правда, «гражданка» может притулиться к «военке», как это было в советское время.
Такую схему реанимировать легко, поскольку в промышленности трудится примерно 1 млн специалистов среднего звена советской выучки и подсанкционного производственного опыта (знаменитая система CoCom от англ. Coordinating Committee for Multilateral Export Controls, CoCom — международная организация, созданная в 1949 г. для многостороннего контроля над экспортом в СССР и другие социалистические страны).
Уже происходит наращивание производственных мощностей ВПК и некоторых субподрядчиков. В этом аспекте реанимируется несколько советских ГПЗ, в частности по программе с ПАО «КАМАЗ». С появлением стратегических инвесторов обновляется оборудование (а ведь удалось сохранить конструкторскую документацию, технологические процессы и отчасти — квалифицированные кадры).
Китай подставил плечи
Только стратегическое партнёрство с нашим надёжным союзником — Китаем — позволит стабилизировать автопром РФ на горизонте планирования до 2050 г.
Товарооборот России и Китая в январе — апреле вырос в годовом исчислении на 25,9%, сообщило Главное таможенное управление КНР.
Для сравнения: ввоз германской продукции в Россию в марте упал на 58% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года (информация Восточного комитета германской экономики OAOEV).
В то же время немецкие компании «испытывают трудности в оперативной обработке существующих заказов из-за нехватки важных промежуточных продуктов и сырья», — заявил в середине мая Тимо Волльмерсхойзер, руководитель отдела экономических прогнозов Ifo*. Из-за войны на Украине и ковида в Шанхае автопром ФРГ в наихудшем положении, например, не хватает электропроводов.
*Институт экономических исследований (нем. Institut fur Wirtschaftsforschung)
В апреле китайская автокомпания Chery заявила об открытии второго в России регионального склада автомобильных запасных частей, компонентов, аксессуаров и расходных материалов в Красноярске (пока по доступному ассортименту аналогичен складу, который действует в Московском регионе). На нем уже размещено более 10 тыс. наименований запасных частей (всего около 1 млн единиц).
Главное: китайские производители системно наращивают объемы выпуска и ассортимент промышленных подшипников. Так, один из крупнейших и известнейших китайских производителей подшипников Zhejiang Tianma 22 февраля провел церемонию закладки фундамента нового производства. Общий объем инвестиций составил $520 млн. Новое производство будет оснащено современными режущими и шлифовальными обрабатывающими центрами, всего более 1000 комплектами оборудования. Производительность достигнет 25 млн ед. подшипников в год, в том числе для автомобилей.
Под эгидой КНР несколько подшипниковых заводов из стран Юго-Восточной Азии создали партнерство для совместного продвижения их продукции. Они договорились производить подшипники под единым международным брендом BS Bearing. Сейчас в этом партнерстве более двух десятков производителей подшипников и их компонентов, которые работают по единым стандартам.
Заводы расположены в Китае, Таиланде, Вьетнаме, Малайзии, Индонезии и в других странах. Ассортимент BS Bearing включает все основные серии стандартных промышленных подшипников. Подшипники BS Bearing являются достойной альтернативой дорогостоящей продукции от западных и японских брендов. В мае активизировались поставки в РФ, в частности в 30 региональных филиалов торговой компании «Подшипник.ру».
Ремонт в помощь
Существенным резервом для автомобильной отрасли РФ и СНГ является реанимация и развитие способов и методов ремонта/восстановления подшипников, бывших в эксплуатации. Сотни тысяч мужчин поколения 40+ припомнят советы и приемчики «гаражных кулибиных» в 1970-1990-х. Сотрудники «Онлайн Патент» лично помнят не один случай ремонтных работ отцами и дедами своих любимцев — «Побед», «Жигулей», «Волг», «Москвичей», «Запорожцев».
Сегодня в рунете существует десятки сайтов с лайфхаками по ремонту подшипников для автомобилей. Поисковая машина «Яндекс» выдаёт 6 млн сообщений на запрос «подшипник качения ремонт». На аналогичный запрос «Яндекс. Патент» информирует о 1370 документах за период 1936-2022 гг. с пиком в 63 патента в 2016 году.
Например, в 2021 г. автор и патентообладатель Шаповал Александр Николаевич получил патент №2755999 «Способ ремонта узлов подвижных соединений, деталями которых являются подшипники и втулки для почвообрабатывающей и посевной техники» (изношенные детали узлов подвижных соединений заменяют на ремонтные детали из полимерных композитных материалов, компонентами которых являются полиамид 50-95% и углеродное волокно или графит в любой форме 5-50%).
Липецкий государственный технический университет усилиями 6 авторов получил патент №2757271 «Композиция для покрытия металлических изделий» (описан композит для покрытия металлических изделий в узлах машин, включающая лак Ф-40, представляющий собой раствор композиции каучука и модифицированной фенольной смолы в органическом растворителе и углеродные нанотрубки марки «Таунит-М»).
Пензенский государственный университет запатентовал «Способ контроля технического состояния механизмов» (использована оценка вибрационного состояния объекта контроля в условиях априорной неопределенности относительно предельно допускаемых значений параметров вибрации подшипников) №2765336.
Из приведенных примеров видно, что в ремонте находят применение самые современные материалы — полимеры полиамидной группы типа кевлара, углеродные волокна и углеродные нанотрубки.
Все услуги нашей компании по защите вашей интеллектуальной собственности вы можете найти здесь.
Купон JOURNALPATENT дает вам скидку в 4000 рублей на патентование одного изобретения.
Читайте в нашем журнале:
Рожденный в СССР: история создания мобильного телефона
ГЛОНАСС vs GPS: с какими трудностями столкнулась отечественная система спутниковой навигации