Бренд на грани фола. Как российский бизнес проводит импортозамещение?

МС
Максим Смоляров

Уход из России брендов международного класса спровоцировал волну регистрации импортозамещающих национальных товарных знаков.

Legal.report пишет, что в короткие сроки в заявочной базе данных Роспатента появились:

  • марки одежды для собак AdiDog и ReeDog;
  • сеть пивных магазинов Apivas;
  • косметический вазелин под громким названием «АНАЛgin»;
  • пищевые добавки «Неуссывайка»;
  • леденцы на палочке Sosu4ki;
  • онлайн-магазин для продажи рыболовных товаров «Рыбанутые.рф»;
  • карты лояльности «Выибонусы»;
  • оптовая торговля подарками «Волшебная на всю голову»;
  • бренды нижнего белья для чувственных женщин CiciPici.

Все ли предлагаемые варианты могут быть приняты? Эксперты заявляют, что нет. При анализе поданной заявки специалисты ведомства оценивают представленный бренд по требованиям статьи 1483 ГК РФ (то есть предполагается, что смешения товарных знаков или их противоречия нормам морали и нравственности не будет).

Что считается аморальным?

Перечислим некоторые из аспектов:

  • Во-первых, то, что может возвести неблагоприятные действия гражданина в разряд добродетели (товарный знак «В кругу семьи» не применяется к спиртному, так как это фактически возвышает употребление алкоголя до семейных ценностей);
  • Во-вторых, то, что может неблагоприятно задеть разнообразные чувства граждан;
  • В-третьих, изображения голого тела;
  • В-четвертых, слова, вызывающие негативные ассоциации;
  • В-пятых, слова, которые были написаны латиницей, но которые читаются по-русски непристойно;
  • В-шестых, слова или символы, которые можно ассоциировать со смертью, болезнью или страданиями;
  • В-седьмых, наркотики и прекурсоры;
  • В-восьмых, слова, связанные с религией;
  • В-девятых, антигуманные призывы;
  • В-десятых, карикатуры на известных деятелей и госсимволику. 

Помните, что отказ Роспатента по указанным выше причинам не является истиной в последней инстанции. Ходатайствующий о регистрации может обратиться в Суд по интеллектуальным правам (СИП).

И СИП в дальнейшем принимает решение на основе той аргументации, которую представляют стороны.

Поэтому исход дела может быть различным.

В 2016 году юрлицо пыталось зарегистрировать два товарных знака: «Конопляная ферма» и «Коноплюшка». Роспатент отказал в удовлетворении требований, заявитель обратился в суд. В отношении первого товарного знака СИП не стал отклоняться от позиции Роспатента, а в отношении второго — зарегистрировал. СИП посчитал, что представленное слово — фантазийное, не отсылающее прямо к запрещенным в РФ веществам.

В том же году СИП не стал регистрировать слово «Халява» в качестве товарного знака, так как производимые под данным брендом товары имеют разновозрастные группы потребителей (соответственно, восприятие указанного обозначения среди молодежи и пенсионеров будет различно, что приведет к конфликту с моральными ценностями).

В 2015 году СИП поддержал позицию Роспатента, отказавшегося вносить в свои реестры товарный знак «ФИДЕРРАЦИЯ», так как он не только противоречил правилам русского языка, но и создавал аллюзию на наименование государства.

В 2022 году ресторан, специализирующийся на паназиатской кухне и имеющий в наименовании слово из двух букв, получил отказ в СИП, хотя основатели юрлица уверяли правоприменителей, что предлагаемое ими наименование с японского означает «день недели — суббота». СИП, обосновывая свою позицию, сослался на решение ВОИС, которое заявило о созвучии предлагаемых к регистрации слов с ненормативной лексикой (в это же время компания выиграла процесс у сибирского ФАС, доказав отсутствие бранных слов в товарном знаке, но проиграла волгоградским «антимонопольщикам»).

Причем тут ФАС? Федеральная антимонопольная служба может назначить штраф за использование бранных слов в рекламе.

И тут вполне возможна коллизия: СИП нередко предписывает Роспатенту зарегистрировать товарный знак, признав его соответствующим законодательству, а ФАС штрафует фирму из-за неправильного, по их мнению, товарного знака (то есть один госорган не видит никаких нарушений статьи 1483 Гражданского кодекса РФ, а другой — считает, ссылаясь на свои внутренние нормативы (например, письмо от 29.04.2013 №АД/17355/13), что противоречие есть).

И что делать предпринимателю?

Во-первых, перед регистрацией товарного знака — обязательно проверяйте его по базе данных Роспатента (если он совпадает с другими ТЗ, то зафиксировать на него правомочия будет невозможно).

Во-вторых, использовать вычурные наименования только тогда, когда есть желание создать соответствующую пиар-кампанию (при этом надо понимать, что любое отклонение может привести к финансовым санкциям от ФАС в пределах 100 тысяч рублей).

В-третьих, при возникновении споров быть готовым отстаивать свою позицию в Суде по интеллектуальным правам. Если в наименовании нет жаргонизмов, обесцененной лексики, то вероятность защиты своих интересов максимальна. 

В-четвертых, не стесняйтесь обращаться к профессионалам. Потенциальный ущерб из-за небрежного отношения к регистрации товарных знаков, может быть весьма и весьма значительным. 

МС
Максим Смоляров
127
+1
127
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.