Китайские товарищи спешат на помощь: смогут ли автомобили из Поднебесной заменить ушедшие бренды?

#Товарные знаки
АС
Андрей Сорокин, редактор журнала

Когда на фоне новостей о перспективах импортозамещения появилась информация о возрождении некоторых советских марок автомобилей — «Москвича», «Волги», «Победы» — многие отреагировали весьма однозначно, указывая, что это будут, скорее всего, очередные китайские подделки. Через некоторое время слухи (как и опасения некоторых экспертов) оправдались, и западные заводы, национализированные сегодня, либо перекупленные китайскими концернами уже давно, объявили о намерении выпускать эти самые советские марки. 

Первой весточкой стал «Москвич». Завод Renault, перешедший в собственность города Москвы, готовится начать производство автомобилей JAC. Партнером его стал «КАМаз»  — соглашение о сотрудничестве подписали сам мэр Москвы Сергей Собянин и глава российского автомобильного концерна Сергей Когогин. На презентации демонстрировали слайды с примерным модельным рядом. В него вошли четыре кроссовера и седан. Один из кроссоверов — электромобиль. На снимках угадываются модели JAC S7, Sehol X6 и JS4 в двух модификациях. Выпуск машин должен начаться уже 2022 году, но речь шла лишь о нескольких сотнях экземпляров. Дальше — естественно — больше. 

Выпуск «Победы» китайскими производителями пока является лишь слухами: у компании Great Wall, например, нет намерения выпускать нашу легендарную марку, но пользователи усмотрели в ее новом концепт-каре Dream, с очевидным ретростилем, очертания советского автомобиля. Концерн же по полному циклу выпускает кроссоверы и внедорожники под брендом Haval, собирая их на заводе под Тулой.  

Концепт-дизайн автомобиля Dream. Источник: Carakoom.com

Вездесущие

Впрочем, и без этих новостей китайские автопроизводители прекрасно себя чувствуют на российском рынке и более чем востребованы у автолюбителей. Так, самым популярным за 2022 год оказался тот же Haval. На втором месте оказался Chery Tiggo. Вообще же за период с 27 июня по 3 июля 2022 года россияне купили 2226 новых легковых автомобилей китайских брендов. Такие данные приводит агентство «АВТОСТАТ» по результатам обработки информации АО «Электронный паспорт». Впервые в истории китайские компании были максимально близки к тому, чтобы возглавить российский рынок. 

Можно удивиться, но за тот же период было продано 2244 легковые машины отечественных марок, то есть «китайцам» не хватило всего лишь 19 автомобилей, чтобы опередить российских производителей.

В результате по итогам 26-й недели 2022 года отечественные и китайские бренды заняли почти половину нашего рынка с долями в 24,9% и 24,7% соответственно. 23% принадлежит корейским брендам (которые пока взяли паузу), около 15% — европейским, 12% — японским, и 1% — американским производителям.

Если брать результаты за июнь, то по его итогам каждый пятый (21%) проданный новый автомобиль в России относился к одному из китайских брендов. Это рекорд. В январе-марте на долю китайских машин приходилось всего 9,5% российского рынка, в апреле 12,6%, а в мае 16,9%.

В связи с этим неудивительно ожидать появления новых китайских автомобилей, которые, судя по всему, не заставят себя ждать. В начале июля было объявлено о скором выходе на рынок сразу двух новых брендов — люксового Hongqi и молодежного Omoda, созданного специально для нашей страны. 

Новенькие в классе

Главной сенсацией китайского рынка называют не самую молодую компанию BYD (Build Your Dreams), основанную в 1995 году. Изначально она производила аккумуляторы, в том числе и для мобильных телефонов. В 2002 году BYD приобретает автомобильную компанию Qinchuan, и в 2003-м начинает выпускать машины под собственным брендом. В этом году динамика продаж (с января по май, данные РБК) растет третий месяц подряд, причем, более чем на 150%, и это на фоне падения у большинства производителей, реализовавших на 16,9% машин меньше, чем в прошлом году. 

Электромобиль BYD Han. Источник: Forbes.com

Бренд Xpeng, популярный у российских серых импортеров, берет свое начало в 2014 году. Его создавали специально, дабы составить конкуренцию (и даже перегнать) американскую Tesla. Среди основателей — бывшие члены совета директоров автогиганта GAC Генри Ча и Хе Тао, создатель техногиганта Xiaomi Лэй Цзюнь, а также один из руководителей Alibaba Хэ Сяопэн (в его честь, кстати, автомобиль и назвали). К делу приступили основательно и появления первой модели компактного электрического кроссовера XPeng G3 ждали аж четыре года. С 2019 года компания поставляет в Россию седан P7. Компания демонстрирует стабильную динамику, с ростом до 200% в начале 2020 года, а в 2024-м обещает представить серийный летающий автомобиль.

XPeng G3. Источник: Carscoops.com

Флагманский кроссовер Changan Uni-K, прошедший российскую сертификацию еще в прошлом году, начал осваивать российские дороги уже с января 2022 года. Из-за габаритов, купеобразного силуэта и колесной базы, его за глаза называют «BMW X6 для бедных», хотя техника в нем используется более простая. Из плюсов этой сборки эксперты отмечают восьмиступенчатый «автомат» Aisin — никаких «роботов», которым в последнее время отдают предпочтения китайцы.

Концепт автомобиля  Changan Uni-K. Источник: 5koleso.ru

Tank — это новый бренд упоминавшегося ранее концерна Great Wall, хорошо известного в России: он пришел на рынок в 2004 году и активно поставляет кроссоверы и внедорожники Haval. Они создаются с оглядкой на популярные американские и японские модели. О новых планах компании говорит тот факт, что один из дизайнов новой модели уже попал в базу Роспатента.
 
Сегодня Tank представляют две главные модели — 300 и 500. Первая построена на базе Haval H9, и выполнена в молодежном стиле, с заимствованиями из Jeep Wrangler и Ford Bronco. Модель 500 является своеобразным ответом Toyota Land Cruiser 300.

Внедорожник Tank 300. Источник: yandex.zen


После банкротства группы MG Rover в 2005 году права на бренды и интеллектуальную собственность отошли китайской компании Nanjing. Через некоторое время она попала под крыло крупнейшего государственного автопроизводителя в Китае SAIC. Линейка MG представлена седанами (MG 6 X-Power), кроссоверами (MG Pilot и MG One), и вполне доступными хетчбэками MG 3. 

В Китае бренд пользуется успехом, его тепло принимают и в Великобритании (более 30 тыс. экземпляров за 2021 год), и эксперты полагают, что автомобиль может заинтересовать российского покупателя. Концерн SAIC остался последним государственным производителем, еще не пришедшим на наш рынок, а в его арсенале не только премиальный MG, но есть и более подходящие для наших дорог представители. Например, грузовички Maxus, бренды Wuling, Baojun и несколько других поменьше.

Перспективы рынка

Производители из КНР не скрывают, что хотят занять место ушедших европейских,  американских и японских марок. По оценкам автоэкспертов к концу года 50% будут занимать российские бренды, 25% — китайские и еще 25% все остальные. Автомобили из Поднебесной по их мнению — это вполне адекватная замена европейским машинам. Впрочем, пока компании КНР продвигают в основном модели из среднего ценового сегмента с преобладанием кроссоверов. У китайских брендов, считают они, есть хорошие шансы нарастить продажи в массовом сегменте, но они вряд ли смогут заменить премиальные европейские и японские машины.

«Китайские автопроизводители хорошо продвигали себя в сегменте SUV (Sports Utility Vehicle), но пока слабо представлены в других сегментах. Если они будут расширять свою линейку, то они и там оттянут на себя часть российского рынка, — приводит «РГ» слова Татьяны Арабаджи, директора Russian Automotive Market Research.

Спасением российского авторынка эксперты называют независимое производство на территории России. У Китая в этом плане на сегодня самые лучшие позиции: как уже упоминалось, Haval производится в Тульской области, Chery собирается в Калининграде, строятся новые производственные мощности, растет количество сервисов. На деловом форуме БРИКС Владимир Путин упоминал о том, что ведутся переговоры об «увеличении доли китайских автомобилей, оборудования и техники на нашем рынке» (это все на фоне активизации контактов российских деловых кругов с бизнес-сообществом стран БРИКС).  

В то же время, приходится констатировать факт, что китайские производители, почувствовав спрос, подняли ценник на свои модели. Если ранее эксперты называли среднюю цену «китайца» в районе 2 млн рублей, то сегодня те же модели предлагаются за 3,5-4 млн рублей. Интересен в этом плане (и в заключение гимна расторопности китайскому автопрому) опрос проведенный в конце июня порталом «АвтоВзгляд» среди своей аудитории, которой было предложено ответить на вопрос: «Готовы ли вы пересесть на китайский автомобиль?»

Большая часть респондентов (31%) выбрала вариант ответа «предпочту отечественный автомобиль, если производитель предложит альтернативу за меньшие деньги». На втором месте (26%) ответ «буду до конца ездить на старой машине». На третьем — 24% голосов — оказался ответ «пересяду на китайскую машину, если она будет стоить не дороже 1 500 000 рублей». И только 18% участников голосования ответили, что пересядут без раздумий на китайский автомобиль.

Будет ли поспевать покупательная способность автолюбителя за аппетитами розничных торговцев?  Пытаются ли китайцы получить сверхприбыль, пользуясь сложившейся ситуацией или это действительно «братские отношения» между странами и естественный выход сегодня для авторынка? Ответы на эти вопросы мы узнаем уже в будущем году.

Заглавное фото: 5koleso.ru

Читайте также:

Минпромторг скорректировал список товаров для параллельного импорта. Теперь в нем Siemens, BMW и Lego

Tesla: как стартап Кремниевой долины навсегда изменил автомобильную индустрию

Huawei — интеллектуальный лидер Поднебесной

Андрей Сорокин, редактор журнала
Онлайн Патент
#Товарные знаки
Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!