Как китайские компании воруют российские бренды

МС
Мария Строителева

Китай входит в число мировых лидеров по числу патентов и зарегистрированных товарных знаков. Но многие зарубежные компании сталкивались с проблемой воровства своей интеллектуальной собственности со стороны компаний из Поднебесной. «Под раздачу» попадают не только мировые бренды, но и российские. Мы решили вспомнить наиболее яркие кейсы из недавней истории. 

«Балтика» и китайские близнецы

Российская пивоваренная компания в 2017 году подала иск в Пекинский суд по правам интеллектуальной собственности с просьбой отменить регистрацию товарного знака Kuyadom. «Балтика» утверждала, что логотип пива под китайской маркой схож до степени смешения с логотипом баночного пива «Балтика 3», «Балтика 7» и «Балтика 9». Сам товарный знак «Балтика» был зарегистрирован в Китае еще в 2001 году, а товарные знаки-логотипы — в 2008 и 2010 году соответственно. 


Kuyadom зарегистрировала свой словесный знак в 2012 году. Потом фирма подала заявку на регистрацию комбинированного знака с изобразительными элементами и графическим оформлением. Как раз это оформление, по мнению российской пивоваренной компании, было схоже до со знаком «Балтики». Из-за схожести товарного знака с Kuyadom «Балтика» утверждала, что недополучила $1,4 млн валютной выручки в 2016 году при общей выручке в $1,2 млрд. Российский концерн смог добиться отмены действия товарного знака, но компенсацию, увы, так и не получилп. 

«Лукойл» отстоял канистру 

Официальный дилер компании Xiamen Sinolook Oil Co. Ltd в КНР начал выпускать свой продукт, внешний вид которого был очень похож на продукцию «Лукойла». 

Китайская Xiamen Sinolook зарегистрировала на себя несколько промышленных образцов канистр российской компании и пару товарных знаков с вариациями названия. Суд встал на сторону «Лукойла», отменив регистрацию товарных знаков и промобразцов. 

Кража слогана 

Китайский автогигант FAW на автомобильной выставке в Санкт-Петербурге в 2013 году представил две новые модели машин под слоганом «Поехали вместе!», с которым ранее АвтоВАЗ выводил на рынок модель Lada Largus. 

Позже FAW принесла АвтоВАЗу свои извинения. Последний назвал инцидент посягательством на интеллектуальную собственность, заявив, что «китайские производители, как известно, воруют все и у всех».

Война за наушники

Пострадал от недобросовестных продавцов и тюменский бренд CaseGuru, который занимается производством наушников. На российском AliExpress начали появляться их аналоги от китайских продавцов с полностью идентичным оригиналу корпусом и дизайном. 

Более того, главу CaseGuru обвинили в обмане покупателей. Якобы он позиционирует свой продукт как уникальную разработку, но на самом деле продает китайскую продукцию под собственным брендом. Глава CaseGuru Вадим Боков уверен, что войну против его бренда ведет AliExpress. «У моделей действительно одинаковый внешний вид, в копировании дизайна китайцы давно преуспели. Однако внутри – совершенно другая “начинка”», – подчеркнул он. Боков также опубликовал текст, в котором рассказал, как фабрики из КНР перепродают китайским же брендам продукты-наработки российских заказчиков.

С проблемами сталкиваются и российские производители кондитерских изделий. Под российскими брендами успешно продают свою продукцию китайские производители. Россия уже потеряла на «скопированной» Китаем продукции сотни миллионов долларов, утверждают эксперты.

Вместо эпилога. Громкие дела в остальном мире

Мировые гиганты также страдают от китайских патентных троллей. Так, компания Shenzhen Proview Technology утверждала, что зарегистрировала права на торговую марку iPad в КНР раньше, чем Apple — ещё в 2001 году. В 2011 году полиция Китая изъяла яблочные планшеты из магазинов в некоторых городах после жалоб Shenzhen. В результате Apple заплатила 60 миллионов долларов китайской фирме, чтобы положить конец затянувшемуся судебному спору о товарном знаке. После этого другая компания (Shanghai Zhizhen Network Technology) заявила, что Apple украла у нее патент, касающийся голосового помощника Siri. И разбирательство продолжается.

В 2016 году известный спортсмен Майкл Джордан выиграл суд против китайской компании Qiaodan Sports Co. Она воровала дизайны спортивной обуви у таких брендов как Nike и Adidas. Однако на это раз дело касалось не дизайна. Баскетболисту пришлось через суд запрещать китайской Qiaodan Sports Co использовать его имя для продвижения спортивной обуви и одежды.

А вот Еврокомиссия в 2022 году даже подала во Всемирную торговую организацию (ВТО) иск против Китая, чтобы защитить патенты в сфере телекоммуникаций и лицензионные отчисления по ним. ЕС не может защищать свои права на ключевые технологии в сфере мобильной связи (3G, 4G, 5G) в случае незаконного использования разработок китайскими производителями. Крупнейшими держателями таких патентов являются среди прочих финская Nokia и шведская Ericsson. 

О том, как защитить свой бизнес в Китае мы писали здесь. А зарегистрировать свои товарные знаки можно вот тут. 

И не забудьте применить купон JOURNALTRADEMARK. Он даст вам скидку в 10% на регистрацию. 

Все услуги нашей компании по защите вашей интеллектуальной собственности вы можете найти здесь.    

Материалы по теме: 

Особенности патентования полезных моделей за рубежом: Япония, Южная Корея, Китай

«Виагра» в КНР: почему Pfizer не смогла получить права на популярное китайское название препарата

Организация производства и развитие бизнеса в Китае: частые ошибки и рекомендации по защите бренда

МС
Мария Строителева
423
+1
423
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.