Главное

Китайский дракон: история Lenovo

ВК
Вадим Кизимов
Китайский дракон: история Lenovo

Lenovo — крупнейший в мире поставщик персональных компьютеров по объему продаж за единицу. Эта китайская компания занимается проектированием и производством бытовой электроники и тесно связана с развитием этого направления в Китае в целом. Ей принадлежит множество патентов в области цифровых технологий. 

Распределение выручки Lenovo по направлению деятельности. 87% приходится на интеллектуальные электронные устройства.

Истоки

В 1984 году Lenovo была основана членами Китайской академии наук. Изначально компания должна была заниматься телевизорами, а на первом собрании акционеров фирма именовалась «Компания по разработке новых технологий Научно-исследовательского института компьютерных технологий Китайской академии наук». Сама Академия инвестировала в неё 25 000 долларов, рассматривая это как возможность коммерциализировать результаты своих НИОКР. 

На внутреннем рынке фирма работала под названием Legend и пыталась заниматься импортом телевизоров, однако дела пошли не очень хорошо. Также была предпринята попытка вывести на внутренний рынок цифровые часы, также неудачная. В итоге Legend стала заниматься проверкой качества компьютеров. В 1990 году корпорация начала самостоятельно заниматься производством и продажей ПК. Компания изначально уделяла большое внимание собственным разработкам и создала печатную плату, позволившую компьютерам IBM работать с китайскими иероглифами. 

В 1994 году Legend стала торговаться на Гонконгской фондовой бирже, а уже к 1998 году стала занимать долю в 43% на внутреннем рынке компьютеров. Тогда же была выпущена модель ПК Tianxi. Она был специализирована под задачи неопытного китайского пользователя. Например, в компьютере подключение к интернету и открытие веб-браузера осуществлялось единой кнопкой. На разработку модели ушло два года. К 2000 году это стала самая продаваемая модель компьютеров в истории Китая. 

Работа над брендом

В 2003 году фирма решила выйти на международный рынок и возникла необходимость в ребрендинге. Название «Legend» было широко распространено за рубежом и руководители корпорации поняли, что это создаст юридические проблемы с регистрацией товарных знаков. Возникло название Lenovo, сохранившее «Le» от «Legend». Корпорация запустила телевизионную рекламную кампанию длительностью в 2 месяца, а также размещение логотипа и лозунга «Превосходство зависит от того, как вы мыслите». На телевизионную кампанию было потрачено 18 млн юаней, а стоимость ребрендинга в целом к 2003 году достигла 200 млн юаней. 

Lenovo уделяла большое внимание своему бренду и гудвиллу. Компания позиционировала себя как фирму с прозрачным управлением и финансами. Когда другие корпорации на Гонконгской бирже выпускали отчетность дважды в год, Lenovo придерживалась международных стандартов с ежеквартальной отчетностью. Ими же была основана первая в истории материкового Китая конференция по связям с инвесторами, впервые проведенная в Пекине в 2002 году. 

Еще один ребрендинг был проведен в 2015 году — изменился логотип. Тогда же стал продвигаться слоган «Инновации никогда не стоят на месте». Особенность нового логотипа была в том, что он мог быть изменен рекламными агентствами в зависимости от контекста. 

Ребрендинг Lenovo в 2015 году. Сверху вниз — старый логотип, новый логотип и вариант использования нового логотипа. 

В том же году Lenovo запустила рекламную кампанию «Goodweird», отражающую эволюцию дизайна ряда технологических решений и то, каким нелепым дизайн может показаться изначально. Видео собрали более 31 млн просмотров на YouTube, а сама кампания была призвана привлечь внимание миллениалов, главным образом из Индии, США и России. Компания получила премию за выдающиеся достижения в интернет-рекламе. Также Lenovo часто сотрудничала с ведущими блогерами для создания и распространения рекламных роликов. 

Приобретения и технологическое развитие 

В 2005 году Lenovo выкупила у IBM подразделение персональных компьютеров с целью укрепления бренда и выхода на зарубежные рынки. Сделка оценивалась в 1,25 млрд долларов, также Lenovo взяла на себя долг IBM в 500 млн долларов. В итоге компания заняла третье в мире место по объемам производства ПК, а также запустила длительное сотрудничество с IBM. В дальнейшем полностью или частично приобретался ряд крупных компаний из Японии, Германии, Бразилии и США. 

Одним из самых значимых приобретений стала покупка у Google подразделения по производству смартфонов Motorola Mobility в 2014 году за 2,91 млрд долларов. При этом Google сохранила за собой почти все патенты компании и подразделение передовых технологий. Однако Lenovo получило около 2000 патентов, а на остальные — безвозмездную лицензию. 

Это было не единственное крупное приобретение патентов на мобильные технологии в 2014 году. Также порядка 38000 патентных семейств, прошедших регистрацию в разных странах, было приобретено у NEC. 

Lenovo активно инвестирует и в собственные разработки, а не только приобретение чужих патентов. У компании множество исследовательских центров — в крупных городах Китая, включая Пекин и Шанхай, в Сингапуре и Японии. В 2021 году организация заявила о намерении удвоить затраты на НИОКР в течение трех лет. В 2022 году компания было объявлено о намерении нанять порядка 12 000 специалистов-исследователей. 

В 2021-2022 году затраты компании на НИОКР превысили 2 млрд долларов, увеличившись на 43% в сравнении с предыдущим периодом. В рейтинге 2022 Global 250 крупнейших в мире владельцев патентов Lenovo занимает 51 место в мире с 21,215 патентными семействами.

Изменение числа патентных активов компании Lenovo с 2019 по 2022 года. Расчет рейтинга Global 250 подразумевают не просто количество грантов на патенты, выданных в течение года, а все патенты, принадлежащие основной компании и её дочерним предприятиям. В 2022 году корпорация заняла 51 место, в то время как в 2018 году даже не числилась в рейтинге. 

Что в итоге

В 2021 году Lenovo реорганизовалась в три подразделения: интеллектуальных устройств для компьютеров и смартфонов, решений в области дополненной реальности и инфраструктурных решений. Компания уже не раз проводила реорганизацию из-за недостаточно эффективного управления или неудовлетворительных финансовых отчетов. Однако она так или иначе сохраняет акцент на исследованиях и разработках, наращивает инвестиции в свое развитие. Так что омрачить будущее корпорации может разве что охлаждение отношений между США (вместе со своими союзниками) и КНР. Это может существенно затормозить НИОКР Lenovo.  

Заглавное фото

ВК
Вадим Кизимов
369
+1
369
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.