Каждый год в сфере интеллектуальной собственности рассматриваются тысячи споров. Иногда разбирательства длятся годами, потому что каждая из сторон уверена в своей правоте и в своем бренде. Из множества кейсов выбрали пять самых интересных.
Косметические тонкости
Уже два года идет судебное разбирательство между косметической компанией из Германии Lavera и российской Levrana (ООО «Леврана»). Первая пытается запретить петербургскому производителю использовать его товарный знак. Истец считает, что покупатели могут легко перепутать два бренда между собой. Laverana требует уничтожить товар, маркированный обозначением Levrana, а также не хочет, чтобы слово «Леврана» было в наименовании российской компании.
«Мы, конечно, защищали свой бренд, ведь для меня «Леврана» — это смысл жизни. Мы вложили душу в компанию, немногие знают, чего нам стоило поднять компанию и пережить кризис 2014 года», — написал совладелец компании Леонид Леврана у себя Instagram. Он отметил, что, согласно опросам, его бренд попал в пятерку в России по узнаваемости бренда, а «Lavera никто и не знал». Судебное разбирательство продолжается. Виновный и правый пока не определен.
Суд за цвет
Швейцарский концерн Lindt & Sprungli известен во всем мире тем, что выпускает шоколадных зайцев в золотой фольге. Видя успех компании и огромные продажи (например, за 30 лет в Германии купили 500 миллионов таких съедобных фигурок), немецкая компания Heilemann решила тоже упаковать своих зайцев в золотую фольгу. Lindt этим сильно обеспокоились и подали на «самозванца» в суд. Они утверждали, что их оттенок золотого цвета воспринимается любителями сладкого как бренд.
Оттенок золотого швейцарский концерн зарегистрировал в немецком ведомстве патентов и торговых марок (DPMA) еще в 2017 году.
А потому Lindt потребовала изъять с рынка зайцев Heilemann и возместить убытки.
В июле этого года Федеральный верховный суд Германии (BGH) признал, что золотой цвет фольги, в которую упакованы зайцы Lindt, находятся под защитой товарного знака. Вопрос об убытках (и конкретной сумме выплат) пока не решен.
Водка наша
В июле этого года «Союзплодоимпорт» (распоряжается товарными знаками на популярные российские водки) триумфально выиграла спор о брендах водок Stolichnaya и Moskovskaya в шести европейских странах: Великобритании, Ирландии, Чехии, Италии, Швеции и на Кипре. Судебная тяжба с компанией Spirits International (SPI) длилась с 2003 года. В некоторых странах право на товарные знаки российских водок принадлежит SPI и дистрибьюторам, что затрудняет экспорт.
Однако суд в Нидерландах признал правоту российской компании. Он выяснил, что в европейских странах незаконно использовались товарные знаки, и постановил прекратить нарушение прав «Союзплодоимпорт». В ином случае компаниям будет грозить немалый штраф (максимум 2 млн евро).
Общеизвестная лапша
Иногда бренды воюют не только друг с другом. Например, «Роллтон» и «Доширак» в 2010 году решили биться в суде за признание их товарных знаков общеизвестными. Все дело в том, что товарными знаками владеют иностранные компании, из-за этого были трудности с регистрацией. Суд по интеллектуальным правам признал, что общеизвестность можно определить не только в отношении компании, но и в отношении «источника происхождения товаров». Такие же выводы суд сделал и в споре об общеизвестности «Роллтона».
В 2020 году «Доширак» в качестве общеизвестного товарного знака получил регистрацию на имя корейской компании Paldo Co. Lt. И все остались довольны.
Битва за шоколад
Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» производит шоколад под брендом «Аленка». В далеком 2009 году она потребовала 310 миллионов рублей с кондитерской фабрики «Славянка» за нарушение исключительных прав на товарный знак.
Последняя выпускала шоколад «Алина» в похожей упаковке. На ней была изображена девочка с челкой и платке в аналогичной цветовой гамме. В ходе многолетнего разбирательства «Красный Октябрь» получил компенсацию, но только 300 тысяч рублей. Шоколадки «Алина» ждало возмездие: суд запретил выпускать их с прежним дизайном упаковки.
Читайте в нашем журнале:
Корейское экономическое чудо: история компании POSCO. Часть первая
COVID-19 и патенты: что изменилось в 2020 году
Какую роль сыграли патенты в японском экономическом чуде