В конце июля Европейский патентный офис, Европейский институт космической политики и Европейское космическое агентство выпустили совместное исследование, посвященное текущему этапу развития космических технологий с точки зрения патентов. Исследователи подсчитали, какие страны и компании подают больше всего заявок на патенты в аэрокосмической сфере и проанализировали полученные данные.
Главным трендом, которые выделили исследователи, стало заметное расширение любых видов деятельности, связанных с космосом. Значительно выросло общее количество космических запусков. Если с 2000 по 2013 год человечество отправляло в космос в среднем 110 аппаратов, то с 2017 по 2019 — уже 470.
Общее количество патентных заявок в этой сфере за последние 10 лет увеличилось с 300 до 1200 в год. Их объемы растут во всех сферах космонавтики, активнее всего в электроэнергии космических аппаратов, управлении космическими системами, двигательных установках и технологиях, связанных с космическим мусором.
62% заявок приходится на частные компании (примечательно, что госкорпорацию «Роскосмос» исследователи включили именно в эту категорию), по 18,9% — на изобретателей и исследовательские центры, еще 14% — на правительственные организации.
В Китае доминирует государственная Аэрокосмическая научно-техническая корпорация, которая подает больше всего заявок на патенты, и исследовательские институты, в Европе — частные компании, а в США — государственные структуры (НАСА) и исследовательские центры. Лидеры среди коммерческих игроков — Airbus, Boeing, американская компания Lockheed Martin, Роскосмос и французская Safran.
Второй тренд — диверсификация и демократизация отрасли. Покорением космоса, которое недавно было доступно лишь сверхдержавам, сегодня занимаются и небольшие страны. Например, Швейцария или Южная Корея.
Космическая индустрия становится все более открытой и выгодной для частного капитала. В 2019 году коммерческие компании заработали в этой сфере $336 млрд. Это стимулирует интерес к вложениям в отрасль со стороны инвесторов и фондовых рынков. Все чаще аэрокосмонавтикой начинают заниматься компании из других сфер — Bosch, Nokia или Daimler. Основная мощь все еще сосредоточена в руках крупнейших корпораций, однако на рынке появляется все больше мелких игроков.
Третий тренд — взрывной рост китайского присутствия. Несколько лет назад КНР сильно отставал от США и Европы, однако с 2017 года именно на китайские структуры приходится больше половины всех патентных заявок в космической сфере. Именно Поднебесная обеспечила взрывной рост числа заявок на патенты в аэрокосмонавтике за последние годы — другие страны тоже стали подавать больше заявок, но не настолько.
В целом лидером рынка пока еще остается Америка, которая подала большинство заявок за последние 30 лет, но очень скоро Китай сможет ее потеснить. Третье место — у Японии, за которой следуют Германия и Франция. Россия делит шестое место с Южной Кореей.
Россия в этом докладе упоминается как страна второго плана. На нее приходится всего 5% всех патентных заявок, которые подает в основном Роскосмос. Также среди заметных структур в докладе идет речь о Правительстве России и исследовательских центрах в формате унитарных предприятий, объединенных в одну категорию. Российские структуры активны во многих отраслях аэрокосмонавтики, однако нигде не упоминаются как лидеры.
Читайте в нашем журнале:
COVID-19 и патенты: что изменилось в 2020 году
Какую роль сыграли патенты в японском экономическом чуде
Как корпорация IBM стала «крестным отцом» интеллектуальной собственности в США