Domino’s Pizza: от грандиозных скандалов к технологиям будущего

ВЖ
Вера Жихарева

Domino’s Pizza — вторая по величине сеть пиццерий в мире. Компания открыла более 15 000 ресторанов в 85 странах, а ее стоимость перевалила за $14 миллардов. Сложно поверить, но все началось не с многомиллионных инвестиций, а с небольшой точки по продаже пиццы навынос.

История компании 

Domino\'s Pizza основали братья Том и Джеймс Монаганы из США. В 1950-е годы Джеймс работал столяром в DomiNick’s Pizza. Однажды он услышал, что эта пиццерия выставлена на продажу за сравнительно небольшую сумму — около $500. Братья Монаганы решили воспользоваться шансом начать семейный бизнес. Они взяли кредит и купили заведение. Правда, помещение оказалось настолько маленьким, что сделать из него полноценное кафе со столиками было невозможно. 

Пиццерия находилась рядом с университетом и редко пустовала. Но летом продажи практически прекращались и спустя год стало ясно, что выручка едва компенсирует затраты. Вскоре Джеймс решил, что бизнес бесперспективен, и вышел из дела. А Том начал трудиться в пиццерии по 18 часов в день, в одиночку разрабатывая концепцию ее продвижения. Он нанял несколько водителей, которые недавно потеряли работу и согласились развозить заказы за процент от выручки. Запуск службы доставки оказался удачным решением — продажи выросли с $99 в неделю до $750. 

Том решил не останавливаться на достигнутом. Он перестал выпекать шестидюймовые пиццы (около 15 см в диаметре), так как они приносили мало прибыли. Клиенты, которые раньше покупали их, перешли на порции большего размера и средний чек увеличился. В дальнейшем Том еще больше сократил меню. Минималистичный подход позволил ему сделать акцент на главном — качестве блюд и сервиса. 

В 1965 году предыдущий владелец компании заметил, что пиццерия пользуется успехом и уже успела превратиться в небольшую сеть. Он заявил о своих правах на ее название, после чего Том Монаган переименовал бренд в Domino\'s Pizza. 

В наши дни компания владеет сотнями товарных знаков, зарегистрированных в десятках стран мира. В том числе и в России. Свой первый товарный знак в нашей стране она зарегистрировала еще в 1994 году! А привычный нам логотип относительно недавно — в 2010 году. 

Пицца за 30 минут: опасная гонка

В 1973 году Domino\'s Pizza заявила: «Доставим пиццу за 30 минут или вы получите ее бесплатно». В середине 1980-х бонус клиентам, которым не привезли заказ в течение получаса, заменили бесплатную пиццу на скидку в $3. Но вскоре выяснилось, что курьеры начали пренебрегать правилами дорожного движения, чтобы успеть вовремя. Компания пыталась следить за водителями и даже наняла для этого полицейского. Но контролировать всех курьеров одновременно было невыполнимой задачей. 

Успех бренда удивлял — в 1983 году открылась его 1000-я пиццерия, а в 1985-м количество точек увеличилось до 2841. Domino\'s стала самой быстро растущей компанией США. Но в 1992 году произошла трагедия — по вине курьера Domino\'s, спешившего доставить очередной заказ, погибла женщина. Через год произошла еще одна авария — доставщик проигнорировал красный сигнал светофора и сбил пешехода. Пострадавшая выжила, но потребовала компенсацию — $15 млн. После этого американские филиалы компании решили отказаться от обязательства доставить пиццу за полчаса. Но в Турции, Индии и некоторых других странах это предложение осталось в силе. 

Курьеры из будущего: дрон и беспилотный автомобиль

Инциденты с курьерами не смогли заставить владельца Domino\'s Pizza отказаться от своей цели — за считанные минуты привозить клиентам вкусную и горячую пиццу. В компании решили, что провал — это тоже результат и начали активно внедрять в службу доставки современные технологии, ведь искусственный интеллект, в отличие от людей, не нарушает правила дорожного движения. Кроме того, Дон Мейж, генеральный директор Domino\'s признался, что планы расширения сети настолько амбициозны, что «живых» курьеров может просто не хватить. 

В ноябре 2016 года новозеландский филиал компании протестировал доставку пиццы при помощи дрона. Управление беспилотником осуществлялось автоматически, с помощью GPS. Эксперимент прошел успешно и Дон Мейдж заявил, что в будущем дроны станут неотъемлемой частью доставки пиццы.

В августе 2021 года компания совместно с разработчиком беспилотного транспорта Nuro запустила проект по доставке пиццы Nuro R2 — самоуправляемым автомобилем-курьером. У клиентов пиццерии Woodland Heights в Хьюстоне появилась возможность выбрать, кто привезет их заказ: обычный курьер или Nuro R2. Тем, кто предпочел второй вариант, приходит оповещение с PIN-кодом. Его необходимо ввести на экране прибывшего автомобиля. После этого Nuro R2 плавно раздвигает двери, позволив клиенту забрать заказ.

Старший вице-президент Domino\'s Деннис Мэлони отметил, что компания планирует и дальше совмещать автономную доставку и работу обычных курьеров. Автомобили Nuro R2 соответствуют всем стандартам «транспорта будущего»: они работают на аккумуляторных батареях и безопасны как для экологии, так и для людей.

Искусственный интеллект для контроля качества

Domino\'s Pizza установила в цехе упаковки пицц специальный сканер, который беспристрастно проверяет готовые изделия. Искусственный интеллект способен распознать вид пиццы и состав ее начинки, проверить, равномерно ли распределены ингредиенты и так далее. После этого он разрешает отправить заказ клиенту или рекомендует утилизировать его, чтобы избежать претензий и негативных отзывов. В будущем бренд планирует присылать клиентам фотографию готовой пиццы и дожидаться их одобрения.

Читайте в нашем журнале: 

От маминой фермы до транснациональной корпорации: история Kraft Heinz

История Coca-Cola: как компания из Атланты стала лидером рынка безалкогольных напитков

Макдоналдс, который мы потеряли: необычные товарные знаки ушедшего бренда 

Заглавное фото: Flickr

ВЖ
Вера Жихарева
301
+1
301
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.