«Мне уже сорок, слишком поздно открывать бизнес». «Конкуренты не позволят мне развиваться». «Одно кафе не поможет разбогатеть». Из-за подобных стереотипов миллионы людей отказываются от своей мечты. Но Харланд Дэвид Сандерс не последовал их примеру! В 47 лет он стал владельцем закусочной на автозаправке, чтобы отпраздновать свое 70-летие миллионером, чье имя известно в 140 государствах мира.
От закусочной до первого ресторана
Харланд Дэвид Сандерс родился в 1890 году в семье фермера. Его отец умер, когда мальчику исполнилось всего шесть лет, и семья едва сводила концы с концами. В 13 лет Харланду пришлось бросить учебу и помогать матери заботиться о младшем брате и сестре. Сандерс работал кочегаром, кондуктором, помощником кузнеца, грузчиком, разнорабочим… Позднее он закончил юридические курсы, но эта сфера так и не стала его призванием. К сорока годам Харланд не имел ни собственной квартиры, ни стабильного заработка.
Сандерс купил автозаправочную станцию Shell, но она приносила слишком мало выручки. Чтобы хоть немного увеличить доход, он жарил стейки и ветчину для проголодавшихся водителей. Прибыль росла и Харланд приобрел автозаправку покрупнее, где ему удалось оборудовать небольшое кафе на шесть столов.
Спустя десять лет после начала ведения бизнеса, в 1940 году, Харланд смог купить мотель и открыть в нем ресторан Sanders Court & Cafe. Вскоре произошло еще одно событие — предприниматель изобрел рецепт своей знаменитой курочки. Он оказался настолько удачным, что Дункан Хайнс — известный кулинарный критик, создатель рейтингов точек общепита для путешественников, включил Sanders Court & Cafe в список лучших ресторанов Америки и назвал курицу от Сандерса национальным достоянием Кентукки.
«Жареный цыпленок» шагает по стране
Шоссе, рядом с которым находилось Sanders Court & Cafe, закрылось и поток посетителей практически иссяк. Харланд был близок к банкротству, но продолжал верить: популярность «Жареного цыпленка из Кентукки» — так он называл свое фирменное блюдо, еще сможет удивить мир. Предприниматель объехал все штаты США в поисках рестораторов, желающих использовать его секретные рецепты. Взамен он просил часть прибыли — около 4%. Многие соглашались, и вскоре франшизы KFC стали настолько известными, что люди сами начали обращаться за ними к Харланду.
Культовый образ Полковника
В 1950 году губернатор штата Кентукки наградил Сандерса почетным званием полковника. В этой местности такой титул присваивался выдающимся горожанам. Харланд отнесся к новой роли с юмором: отрастил бородку и усы, начал появляться на публике исключительно в белом костюме и представляться Полковником. Этот образ стал символом и своего рода талисманом бренда KFC.
В 1963 году Харланду исполнилось 73 года. Ему стало трудно сопровождать франчайзи — их уже было больше 600. Кроме того, инвесторы начали говорить, что он «не является хорошим бизнесменом». Предприниматель неохотно продал бренд, но не захотел сидеть без дела. Он открыл новый ресторан, назвав его в честь своей жены «Клаудия Сандерс, Дама полковника». Вскоре от этой идеи пришлось отказаться: новые правообладатели бренда пригрозили Харланду судебными разбирательствами, если он продолжит использовать свои фирменные рецепты в коммерческих целях. К счастью, Полковник уже успел обеспечить себе безбедную жизнь: у него осталось право на регулярные выплаты и вечную роль этакого живого «товарного знака».
Развитие бренда
В начале 1960-х «Жареный цыпленок из Кентукки» стал крупнейшей сетью ресторанов фастфуда в США. Полковник не смог оставить свое детище на произвол судьбы. Несмотря на пожилой возраст он ездил по штатам и дегустировал блюда, чтобы убедиться, что они соответствуют стандартам сети.
В 1980-х бренд пережил нелегкие времена, ведь его идейный вдохновитель Харланд Сандерс ушел из жизни в возрасте 90 лет. Однако владельцы компании продолжали увеличивать количество ресторанов, в том числе уже и в других странах.
В 1990-е вместо Kentucky Fried Chicken на вывесках появились буквы KFC. Сокращенное название позволило не переплачивать за рекламное пространство, а посетители без труда узнали полюбившийся им бренд в обновленном логотипе.
В 2022 году сеть KFC состоит из более чем 23 тысячи ресторанов в 140 государствах мира. Популярность бренда можно сравнить только с McDonald’s, а в некоторых странах он уверенно занимает лидирующую позицию.
Интеллектуальная собственность KFC
Главный патент KFC — это US3245800 «Способ производства жареного цыпленка под давлением». Кусочки курицы жарятся не в классической фритюрнице, а в чаше специальной скороварки, наполненной нагретым маслом.
Повар герметично закрывает прибор и повышает давление в чаше до 15 фунтов на квадратный дюйм. Это значение сравнимо с давлением водяного пара, поэтому влага не выкипает, а мясо получается хрустящим и нежным.
У KFC есть и другие патенты, в том числе:
- US5721001 «Способ производства жареной пищи и устройство для него» — фирменный метод приготовления продуктов во фритюре.
- US5185172 «Способ имитации мясных продуктов, приготовленных на открытом огне» — мясо зажимается решетками гриля, смазанными карамелизующим составом.
- US5246719 «Процесс приготовления продукта из птицы в панировке без теста» — в состав панировки входит мука с высоким содержанием клейковины.
- US5077065 «Способ увеличения времени выдержки приготовленной пищи» — хранение готовых блюд в закрытой камере при определенной влажности и температуре.
Кроме того, KFC запатентовал оборудование для приготовления пищи и брендовую упаковку, в том числе оригинальное ведро (баскет).
Легендарный рецепт Сандерса
Полковник Сандерс много экспериментировал, прежде чем подобрал состав той самой смеси для панировки цыпленка, которую The New York Times назвала одним из самых ценных активов компании. Рецепт держится в строжайшей тайне с 1940 года, будоража умы профессиональных поваров и просто любителей фастфуда, пытающихся добиться подобного вкусового сочетания в домашних условиях. Чтобы не допустить огласки, KFC поручила приготовление смеси двум разным компаниям — Griffith Laboratories и McCormick & Company. Каждой из них была известна лишь половина рецепта.
По версии американской газеты Chicago Tribune, в 2016 году племянник полковника Харланда Сандерса Джо Ледингтон нашел заветный рецепт на обороте фотографии из семейного альбома и передал его СМИ.
Выяснилось, что в состав ароматной панировки входит:
- ? ст. л. соли;
- ? ст. л. тимьяна;
- ? ст. л. базилика;
- ? ст. л. орегано;
- 1 ст. л. молотого черного перца;
- 1 ст. л. порошка горчицы;
- 4 ст. л. паприки;
- 1 ст. л. сельдерейной соли;
- 2 ст. л. чесночной соли;
- 1 ст. л. порошка имбиря;
- 3 ст. л. белого перца.
Все это следует смешать с двумя чашками пшеничной муки.
Курицу необходимо разделать, на полчаса погрузить в смесь из стакана пахты (обезжиренных сливок) и одного яйца, а затем обвалять в панировке и в течение 15-18 минут обжаривать в масле, нагретом до 175 0C. Важно периодически контролировать температуру масла с помощью термометра.
Сотрудники The Chicago Tribune отметили, что блюдо, приготовленное из этих ингредиентов, практически не отличается от «жареного цыпленка из Кентукки». Но представители бренда обнадежили их, ответив: «На протяжении долгих лет люди утверждают, что выяснили наш секретный рецепт, но никто из них не был прав». Также компания отметила, что рецепт лежит в сейфе, а сам сейф находится в хранилище с пуленепробиваемыми стенами и камерами наблюдения.
Читайте в нашем журнале:
От маминой фермы до транснациональной корпорации: история Kraft Heinz
История Coca-Cola: как компания из Атланты стала лидером рынка безалкогольных напитков
Макдоналдс, который мы потеряли: необычные товарные знаки ушедшего бренда
Заглавное фото