Ключи от рынка: что не поделили «ПИК» и «Яндекс» в сегменте аренды жилья

#Суды и патентные споры
АН
Анна Чернецова, патентный поверенный РФ

Сергей Гордеев — глава крупнейшего российского девелопера ПИК — в ходе своего выступления на Петербургском международном экономическом форуме обвинил «Яндекс» в копировании бизнес-модели долгосрочной аренды жилья. По словам Гордеева, «Яндекс» скопировали не только функционал сервиса, но и составляющие рекламной кампании: слоганы, элементы дизайна веб-страницы.  

Онлайн-сервис под названием «ПИК-Аренда» был запущен в 2018 году. Основная его концепция — помощь в подборе и сдаче жилой недвижимости без необходимости личного присутствия пользователей на объекте. Сервис использует технологию дистанционных просмотров, которая позволяет просмотреть и снять квартиру онлайн в любое время суток, не прибегая к помощи риэлтора.

Помимо услуг по подбору квартир сервис позволяет собственнику застраховать недвижимость, контролировать полноту и своевременность коммунальных и арендных платежей, проверять состояние жилья при помощи сформированных сервисом фотоотчетов. 

В «Яндексе» от обвинений в плагиате открестились, заявив, что такие сервисы уже давно не являются чем-то новым, а здоровая конкуренция в данном сегменте позволит сделать рынок аренды жилья более прозрачным для всех участников. 

При этом перечень услуг «Яндекс. Недвижимость» аналогичен оказываемым «ПИК-Арендой», а дизайны веб-страничек, хоть и не идентичны, но действительно похожи. Выходит, что обвинения в адрес «Яндекса» справедливы?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к статье 1225 ГК РФ, где приведен исчерпывающий перечень объектов интеллектуальной собственности, которым предоставляется правовая охрана. Бизнес-модели, а также правила и методы ведения бизнеса к ним не относятся и, соответственно, правовой охраны в России не имеют. 

Однако возможность получить патент на бизнес-модель все-таки существует. Если удастся представить ее в виде системы, взаимодействие компонентов которой позволяет достичь определенного технического результата, и система отвечает критериям патентоспособности (новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость), то возможно запатентовать ее в качестве изобретения. При этом, даже обладая патентом на подобное изобретение, доказать на практике его использование конкурентами чрезвычайно сложно.

Что касается схожести используемых рекламных слоганов, интернет-холдинг пояснил, что совпадение различных элементов в рекламе схожих продуктов не является редкостью, так как перед запуском любого из направлений бизнеса проводится тестирование наиболее привлекательных для целевой аудитории гипотез, и вполне логично, что для схожих услуг гипотезы также совпадут. 

Формально «Яндекс» права на словесные рекламные элементы не нарушает, так как рекламные слоганы «ПИКа» не зарегистрированы в качестве товарных знаков, а поэтому могут свободно использоваться всеми участниками рынка. 

Следует отметить, что критерии сходства до степени смешения, применяемые к товарным знакам, не применяются в случае оценки сходства дизайна веб-сайтов или отдельных веб-страниц, т. к. дизайн сайта является объектом авторских прав - п. 2 ст. 1260 ГК РФ относит его к составным произведениям, и в данном случае в суде придется устанавливать либо идентичность произведений, либо факт неправомерной переработки произведения истца в случае, если совпали только отдельные элементы дизайна.  Факт нарушения авторских прав должен быть определен экспертным путем — к такому решению недавно пришел Верховный суд РФ в определении по делу №5-КГ21-14-К2 (http://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1994098).

При этом для начала эксперту необходимо будет установить, является ли объект спора оригинальным произведением и проявил ли его создатель свои творческие способности оригинальным способом. Ответить на эти вопросы без экспертизы, по мнению Верховного суда, невозможно.

Сравнивая дизайны веб-сайтов, также необходимо выяснить, не задействованы ли в спорном объекте другие виды интеллектуальной собственности, например, HTML-код, который в РФ охраняется как произведение литературы.

Экспертный подход к оценке дизайнерского решения веб-сайта, в том числе анализа оформления разделов сайта, их графического, цветового, аудивизуального отображения, а также использованного HTML-кода на предмет нарушения авторских прав позволит судам выносить более объективные решения за меньшее количество судебных заседаний.

Читайте в нашем журнале: 

COVID-19 и патенты: что изменилось в 2020 году

Какую роль сыграли патенты в японском экономическом чуде

Как корпорация IBM стала «крестным отцом» интеллектуальной собственности в США

Анна Чернецова, патентный поверенный РФ
Онлайн Патент
#Суды и патентные споры
Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!