Ошибка в названии: история товарного знака Uniqlo

МС
Мария Строителева

Японская компания Uniqlo входит в число лидеров самых продаваемых торговых марок одежды. Но мало кто знает, что название сети, которое сейчас известно миллионам людей, появилось из-за банальной ошибки. История Uniqlo в нашем материале.

Как все начиналось

Первый магазин этой торговой марки предприниматель Янаи Тадаси открыл в 1948 году в городке Убе, префектура Ямагути. Сначала компания называлась «Ogori Shoji» и продавала одежду только для мужчин. Позже название изменилось на «Unique Clothing Warehouse». 

Только в 80-е годы было принято решение открыть магазины в других крупных городах Японии. Фирма также провела ребрендинг, оно сократилось до «uni-clo». Янаи решил открыть магазин в Гонконге. Но при регистрации товарного знака была допущена ошибка в названии, вместо буквы С было написано Q. Пришлось менять название во всех магазинах сети. Уже к 1994 году по всей Японии было открыто более 100 точек.

Uniqlo решили продавать одежду в своих магазинах только собственного бренда в стиле сдержанного минимализма. Во многом Янаи вдохновлялся такими крупными модными брендами, как Benetton, Gap и Esprit.

Производство было перенесено в Китай из-за стремления сэкономить. Там и в Великобритании появились первые магазины одежды Uniqlo за пределами Японии. Сейчас корпорация занимается производством, разработкой дизайна и продажей одежды семи основных брендов: Helmut Lang, Princesse tam.tam, Comptoir des Cotonniers, Theory и UNIQLO, J Brand, Fast Retalling и GU.

Логотип

Оригинальный логотип 1991 года был только на английском языке и имел винно-красный цвет (красный и белый цвета совпадают с цветами флага Японии). 

В 2006 году он становится более ярко-красным, также меняется форма и внешний вид, буквы начинают напоминать японскую чернильную печать. В логотипе появляется катакана. Он становится двуязычным, что, кстати, является редкостью.

Uniqlo в России

В 2010 году Uniqlo открывает свой первый российский магазин — в Москве, а чуть позже — в Санкт-Петербурге. Полный цикл, от дизайна и производства до розничной продажи и последующей утилизации одежды компания осуществляет сама. Почву для выхода на российский рынок корпорация подготовила заранее. Официальная торговая марка UNIQLO была зарегистрирована в России 2 апреля 2002 года. Исключительное право на товарный знак UNIQLO действует до 18 мая 2030 года.

В 2022 году Uniqlo заявил, что временно приостановит работу всех своих 50 магазинов в России. Выручка ООО «Юникло Рус» в 2020 году составила 17,4 миллиарда рублей.

Патентный спор в России 

Японский концерн Fast Retailing Co Ltd, владеющий Uniqlo, в 2016 году подал иск в суд по интеллектуальным правам. Он просил досрочно лишить авиакомпанию «ЮТэйр» прав на товарный знак UT, зарегистрированный, среди прочего, в отношении товаров 25-го класса МКТУ (одежда), в связи с его неиспользованием. Аналогичный товарный знак используется японской компанией для футболок Uniqlo T-shirts. Суд встал на сторону авиакомпании, подтвердив ее права на товарный знак UT.

Uniqlo сегодня

Uniqlo входит в список самых дорогих в мире предприятий с оценкой в $9,2 млрд. По итогам первой половины 2022 финансового года выручка всей группы составила $9,7 млрд. Чистая прибыль достигла $1,17 млрд, что на 38,7% больше, чем годом ранее. Японский рынок дает 41% всех продаж Uniqlo. А Янаи Тадаси является самым богатым человеком Японии на сегодняшний день. Его капитал оценивается в 29,4 миллиарда долларов. Правда, не все в компании знают, как выглядит их начальник. Как-то раз господин Янаи зашел в один из магазинов Uniqlo в Токио, чтобы купить носки. Спустя некоторое время он заметил, что кассир не учла при расчете скидку для сотрудников. Она не узнала собственного босса.

Читайте в нашем журнале: 

От маминой фермы до транснациональной корпорации: история Kraft Heinz

История Coca-Cola: как компания из Атланты стала лидером рынка безалкогольных напитков

Макдоналдс, который мы потеряли: необычные товарные знаки ушедшего бренда 

Заглавное фото

МС
Мария Строителева
369
+1
369
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.